ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2010 года N 266
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2011 - 2012 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 28.04.2011 N 278, от 17.05.2012 N 239, от 08.08.2013 N 452)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РТ от 11.09.2013 N 550
____________________________________________________________________
В целях повышения конкурентоспособности экономики Республики Тыва, реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год и в соответствии с Концепцией развития инновационной деятельности в Республике Тыва, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 25 марта 2009 года N 116, Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы".
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на управление комплексного социально-экономического развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2011 - 2012 годы"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 28.04.2011 N 278, от 17.05.2012 N 239, от 08.08.2013 N 452)
Наименование - республиканская целевая программа "Развитие
Программы инновационной деятельности в Республике
Тыва на 2011 - 2012 годы".
Основание для - Послание Президента Российской Федерации
разработки Федеральному Собранию Российской Федерации
Программы на 2010 год;
Постановление Государственной Думы
Российской Федерации "О заявлении
Государственной Думы Российской Федерации
"О необходимости формирования нормативной
правовой базы для обеспечения развития
инновационной экономики" от 19 марта 2010 г.
N 3371-5 ГД;
Концепция развития инновационной
деятельности в Республике Тыва,
утвержденная постановлением Правительства
Республики Тыва от 25 марта 2009 г. N 116.
Государственный - Министерство экономики Республики Тыва.
заказчик
Разработчик - Министерство экономики Республики Тыва.
Программы
Цель и задачи - целью Программы является обеспечение
Программы повышения конкурентоспособности экономики
Республики Тыва за счет разработки и
внедрения инноваций в производственные
процессы, привлечения частного капитала
к модернизации производства, повышения
инвестиционной привлекательности республики.
Задачи:
1. Коммерциализация научных разработок и
проектов республиканских ученых.
2. Передача в предпринимательскую среду
результатов научно-технической деятельности
для введения их в хозяйственный оборот
путем создания и развития
высокотехнологичных малых инновационных
предприятий.
3. Увеличение числа инновационно-активных
организаций Республики Тыва.
4. Позиционирование инвестиционного и
инновационного потенциала республики.
Целевые индикаторы и 1. Поддержка реализации двух инновационных
показатели Программы проектов.
2. Привлечение частных инвестиций на
реализацию инновационных проектов в объеме
не менее 850 тыс. рублей.
3. Сохранение и прирост числа малых инновационных
предприятий на 25%.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 28.04.2011 N 278)
4. Увеличение числа поданных заявок на
изобретения, полезные модели и технологии
на 25%.
5. Издание не менее одного
специализированного печатного издания для
привлечения инвестиций в инновационные
проекты, а также размещение не менее чем в
2-х специализированных печатных изданиях и
на инвестиционных порталах для повышения
инвестиционной привлекательности республики
с целью привлечения инвестиций на
модернизацию ее экономики.
(в ред. Постановления Правительства РТ от 28.04.2011 N 278)
6. Создание 5 дополнительных рабочих мест.
Сроки и этапы - 2011 - 2012 годы.
реализации Программа будет реализована в один этап.
Программы
Перечень основных 1. Организационно-информационное
мероприятий обеспечение внедрения инноваций
предприятиями республики и привлечения
инвестиций в экономику республики.
Информационная поддержка всех этапов
инновационной деятельности (издание и
размещение информации об инновационном
потенциале республики в специализированных
печатных изданиях, стимулирующих привлечение
инвестиций в экономику республики, а также
на популярных инвестиционных порталах,
поддержка интернет-сайта для привлечения
венчурных инвестиций).
Реализация специальных образовательных
программ для малых инновационных
предприятий (организация специализированных
семинаров, тренингов, конференций для
развития инновационного бизнеса,
субсидирование их участия в международных и
российских выставках-ярмарках, форумах в
целях привлечения инвестиций и новых
технологий).
2. Государственная поддержка создания и
внедрения инноваций субъектами
инновационной деятельности Республики Тыва.
Проведение конкурса по отбору инновационных
проектов для оказания государственной
поддержки в их реализации.
3. Создание и развитие республиканской
инфраструктуры поддержки инновационной
деятельности.
Поддержка начинающих малых инновационных
компаний - гранты инновационным компаниям.
Поддержка действующих инновационных
компаний - субсидии юридическим лицам -
субъектам малого и среднего предпринимательства
в целях возмещения затрат или недополученных
доходов в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Создание и (или) обеспечение деятельности
центров молодежного инновационного творчества,
ориентированных на обеспечение деятельности
в научно-технической сфере субъектов малого
и среднего предпринимательства, детей и молодежи.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РТ от 17.05.2012 N 239)
Объемы и - прогнозируемые финансовые затраты на реализацию
источники Программы в 2011 - 2012 годах составят
финансирования 7900 тыс. рублей, из них:
Программы в 2011 г. - 4000 тыс. рублей, в том числе из
республиканского бюджета 800 тыс. рублей,
из федерального бюджета 3200 тыс. рублей;
в 2012 г. - 3900 тыс. рублей, в том числе из
республиканского бюджета 1500 тыс. рублей,
из федерального бюджета 2400 тыс. рублей.
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 08.08.2012 N 452)
Ожидаемые конечные - проведение в республике специализированных
результаты семинаров, конференций, тренингов для малых
инновационных компаний по вопросам
внедрения инновационных технологий и систем
инновационного менеджмента в
производственные процессы.
Презентация инновационных проектов на
специализированных международных и
российских ярмарочно-выставочных
мероприятиях, конференциях, форумах.
Издание печатной продукции (Инвестиционного
паспорта Республики Тыва, каталогов
инновационных разработок Республики Тыва и
т.д.), а также размещение в различных
популярных инвестиционных изданиях
(сборниках, журналах, газетах) и на
инвестиционных порталах для повышения
инвестиционной привлекательности республики
с целью привлечения денежных средств на
модернизацию экономики республики.
Поддержка интернет-сайта для привлечения
венчурных инвестиций.
Повышение патентной активности.
Государственная поддержка в части
коммерциализации не менее двух
инновационных проектов, научных разработок.
Создание малых инновационных компаний и
дополнительных рабочих мест.
Контроль за - контроль за исполнением Программы
реализацией возлагается на Министерство экономики
Программы Республики Тыва.
Озвученный Президентом Российской Федерации курс на модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы как первостепенной задачи по вопросу выживания страны в современном мире напрямую зависит от развития рынка идей, изобретений и открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых ученых и разработчиков.
Переход к инновационному пути развития предполагает поиск новых улучшенных вариаций технологического процесса или отдельного вида продукции.
Замечание главы российского государства на потребность в "создании умной экономики, производящей уникальные знания, вещи и технологии" определяет необходимость формирования инновационной системы в Республике Тыва, ориентированной в первую очередь на производственную сферу республики.
Вместе с тем, инвестиционный барьер технологического переоснащения экономики весьма высок. Инерционные прогнозы развития несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности желаемыми темпами нереалистично.
Промышленная, строительная, энергетическая и сельскохозяйственная база экономики Республики Тыва с начала 90-х годов неуклонно разрушалась, оставшиеся основные фонды морально и физически устарели. Их глубокая технологическая и организационная отсталость обусловила низкую производительность труда, потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках.
Такая ситуация определила чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающую отрасль, что естественным образом снизило инвестиционную привлекательность этого сектора экономики, и, как следствие, затормозила масштабный инновационный процесс.
Для обеспечения высоких темпов и устойчивости роста экономика республики должна стать значительно более динамичной, адаптивной к меняющимся внешним условиям, восприимчивой к техническому прогрессу, что требует высокой активности промышленных предприятий к модернизации производственных процессов в соответствии с последними достижениями в науке и технике.
Необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг), выпускаемой предприятиями, осуществляющими свою деятельность в приоритетных отраслях экономики, сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решение проблем модернизации технологии и материально-технической базы предприятий.
Основным фактором, сдерживающим генерацию знаний, проведение прикладных исследований является отсутствие Академгородков, технопарков, а также недостаточная работа научно-исследовательских институтов по коммерциализации своих разработок.
В настоящий момент государственные инвестиции, остающиеся основным источником применения внедрения инноваций, как правило, направляются на приобретение нового оборудования для предприятий республики. Стимулирование на создание новых изобретений, технологий и разработок, внедрение инновационных систем управления организаций, способных снизить издержки производства и направить сэкономленные средства на модернизацию основных фондов для увеличения собственной прибыли, отсутствуют.
Иные источники финансирования, такие как собственные средства, банковское кредитование, привлечение инвесторов, не используются. Кредиты банков, в основном, носят краткосрочный характер и часто с условиями, не приемлемыми для предприятий, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Собственных средств у предприятий на подобные цели недостаточно.
Предприятия, несомненно, приобретают оборудование. Однако среди приобретаемого оборудования преобладают отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Все это говорит о том, что предприятия решают в первую очередь текущие проблемы замены изношенного оборудования и техники, а не перехода на новый технологический уровень производства.
Финансовые средства предприятий направляются не на исследования и разработки, а ориентируются на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок.
Все это определило на сегодняшний день коммерциализацию результатов научной деятельности на недостаточном уровне: связь между наукой и производством налажена слабо, коренных изменений в технологическом уровне производства не произошло, а рынок интеллектуальной собственности не получил должного развития.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва с 2006 года в республике создано всего лишь 2 инновационных компании (в 2006 г. - 1 компания, 2008 г. - 1 компания).
По числу создаваемых и используемых передовых технологий Республика Тыва занимает последнее место в Сибирском федеральном округе. В 2006 году, по данным Тывастата, использовано 4 передовых технологии на территории республики, в 2007 - 2, а в 2008 - всего лишь 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в 2006 году составил 1,8 процента, с 2007 по 2008 годы подобные организации отсутствовали.
По патентной активности: в 2005 году было подано 6 заявок на выдачу патентов - выдан 1 патент; в 2006 году подано 4 заявки - выдано 3 патента; в 2007 и 2008 годах подано 3 и 5 заявок соответственно, но не выдано ни одного патента.
Анализ современного состояния инновационно-технической и инновационной сферы в республике свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от экономически развитых регионов России по многим объективным причинам.
Организация работы по скоординированному решению указанной проблемы требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Республики Тыва.