КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Республики Тыва
Концепция государственной национальной политики Республики Тыва представляет собой систему современных взглядов, приоритетов и принципов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений. Она учитывает необходимость укрепления государственности и обеспечения суверенитета республики в новых исторических условиях развития российского правового, демократического государства, становления гражданского общества, согласования как федеральных интересов, так и интересов народа Республики Тыва.
Концепция государственной национальной политики Республики Тыва основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, а также общепринятых нормах и принципах международного права и находит свое выражение в системе законов Республики Тыва, договоров и соглашений, заключенных с субъектами Российской Федерации.
Концепция призвана способствовать укреплению и развитию государственности Республики Тыва, совершенствованию системы государственной власти, органов самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития ее народов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Этнополитическая ситуация в Республике Тыва
Республика Тыва - суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации. В ней проживают представители более 90 национальностей. Большинство населения составляют тувинцы и русские. Доля коренных жителей составляет около 70%, русскоязычного населения - более 30%.
В двадцатом столетии численность коренного населения возросла в четыре раза, русскоязычного - восемь раз. Решающее влияние на это оказали внешние и внутренние факторы, способствующие консолидации тувинского этноса и сохранению целостности его государственности, нахождение с 1914 года Тувы под протекторатом и покровительством России,
осуществление самоопределения и образование в 1921 году первого в истории тувинского народа самостоятельного государства - Тувинской Народной Республики, а затем и в 1944 году добровольное вхождение ТНР в состав РСФСР и СССР.
Опираясь на братскую помощь и поддержку русского и других народов страны тувинский народ в социалистический период добился крупных успехов в своем экономическом, культурном и социальном развитии. Создана солидная база для подъема промышленности и сельского хозяйства. Построены автодороги и линии электропередачи. Развиваются транспорт и связь, предприятия коммунального и бытового обслуживания. Выросли города и села с современной инфраструктурой. Расширяется сеть образовательных, культурных и научных учреждений, объектов здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной сферы.
Глубокие социально-экономические преобразования, которые произошли в Туве за последние десятилетия являются плодом совместных усилий, тесного братского сотрудничества и дружбы всех наций и народностей, населяющих республику.
Путь к нынешней жизни не был безоблачным. Из-за ошибок в политике и серьезных нарушений законности, в 30-50 годы в Туве подверглись репрессиям более тысяч граждан различных национальностей, ущемлялись права и свободы людей, особенно верующих. Были подорваны хозяйственные, организационные и кадровые основы развития религий. Применялись насильственные меры по форсированию коллективизации и ограничению частной собственности. Проявлялось пренебрежительное отношение к национальным традициям, обычаям и обрядам народов.
Серьезные просчеты допускались в подборе и расстановке руководящих кадров, социальная несправедливость по отношению к титульной нации Тувы. Постепенно вытеснялся тувинский язык из школ, детских садов, учебных заведений, государственных учреждений и принижалась роль национальной культуры и искусства.
Накапливался широкий спектр проблем, как объективного, так и субъективного характера. Деформация в области экономики, политики и идеологии, неудовлетворенность условиями труда и быта в советский период создали условия для национальной неудовлетворенности и межнационального противоречия.
Запоздалая оценка этих событий и частичное решение возникших проблем, привели к концу 80-х и началу 90-х годов к усилению социальной напряженности в тувинском обществе, обострению межнациональных конфликтов, оживлению националистических, сепаратистских и шовинистических настроений. Традиционно доброжелательным, доверительным и уважительным межнациональным отношениям был нанесен заметный ущерб.
В русле общероссийских событий, в Туве с принятием в декабре 1990 года Декларации о государственном суверенитете и в октябре 1993 года Конституции Республики Тыва закладывается фундамент правового, демократического государственного устройства. На первоначальном этапе перехода к новому общественному устройству усилия государственных органов и всего многонационального народа Тувы были направлены на укрепление государственности республики, создание основ рыночной экономики, на развитие культуры, языка, самобытных традиций и обрядов народов, возрождение религий, расширение внешнеэкономических связей с зарубежными странами. В то же время в Республике Тыва, как и в России, переход к рыночным отношениям проходит тяжело и болезненно. Еще не преодолены кризисные явления в экономике. Очень сложными оказались последствия реформ в социальной сфере. Среднедушевой денежный доход в 1,5 раза ниже, средняя продолжительность жизни почти на 10 лет короче, чем по стране, естественный прирост населения на 1000 человек по сравнению с 1990 годом, сократился в более чем в 5 раз. До 80 процентов семей живут за чертой бедности, свыше 24 тысяч человек являются безработными, угрожающими темпами распространяются инфекционные заболевания людей.
В настоящее время межнациональные отношения в республике носят стабильный характер. В условиях затянувшегося общего экономического и финансового кризиса люди различных национальностей проявляют сдержанность и терпимость, понимая сложившиеся трудности. Однако, четко осознать, что такое положение не может долго продолжаться, если не будут приняты кардинальные и неотложные меры по подъему экономики и улучшению жизненного уровня населения.
Усиливающая неудовлетворенность сегодняшним экономическим положением, возрастающим социальным неравенством, неуверенность в завтрашнем дне могут стать причиной межнациональных противоречий, этнической конкуренции и противостояния.
Органам государственной власти и управления, местного самоуправления и общественным формированиям республики вникая в деликатные вопросы межнациональных отношений, необходимо держать в центре внимания реализацию интересов и удовлетворение потребностей представителей всех народов и этнических меньшинств. Это касается обеспечения конституционных прав и свобод человека, независимо от национальности и места проживания, гарантированной защищенности их исторических традиций, культуры, чести и достоинства, создания условий для равноправного участия представителей наций и народностей в управлении государственными и общественными делами с учетом общепринятых требований - оценки их профессиональных и деловых качеств.
Специфической особенностью этнополитической ситуации в Республике Тыва является то, что тувинский этнос, давший название республике составляет большинство ее населения, хотя по российской и мировой классификации он относится к группе малочисленных народов. Отсюда его двойное положение. С одной стороны, тувинская нация, как преобладающая по численности, более внимательно и заботливо должна относиться к проблемам и судьбам других народов, проживающих в республике. С другой стороны - тувинцы как малочисленный народ, и Тува как экономически самый депрессивный субъект России, имеют право на инициативу и заинтересованность в постановке и решении проблем социально-экономического, культурного и языкового развития, духовного возрождения коренного населения. Это вовсе не означает, что вопросы развития представителей других народов отойдут на второй план.
От материального благополучия и культурно-духовного уровня развития тувинского этноса будет зависеть социальное самочувствие других народов, живущих в Туве. Чем лучше будет жить коренное население, тем лучше будет жить и другие народы.
Ведущее положение в обществе тувинского этноса не дает ему повода для выпячивания своей национальной исключительности, стремления к ограниченности и замкнутости. Как не бывает совершенно изолированных экономик и культур, так развитие тувинской нации так или иначе будет проходить в общем русле интеграционных процессов в России и мире.
Исторический путь развития национального вопроса в нынешний ситуации убедительно показывает, что в национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляции в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений, как в России, так и в Республике Тыва.
Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов наций и народов, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования.
В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти и управления, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно-обоснованных выводах и рекомендациях.
Принципы государственной национальной политики Республики Тыва
Принципы государственной национальной политики Республики Тыва определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве, независимо от принадлежности к той или иной национальности, национально-государственные интересы Российской Федерации.
Основополагающими принципами национальной политики в Республике Тыва являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;