Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

УКАЗ

от 22 апреля 1998 года N 217

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Утратил силу Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 20 июня 2007 г. N 108

В целях всестороннего учета интересов многонационального народа Республики Тыва и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления в реализации Концепции государственной национальной политики, руководствуясь частью 3 статьи 69 Конституции Республики Тыва и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Республики Тыва.

2. Рекомендовать органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Республики Тыва при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке законов, отдельных республиканских и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Управление Администрации Президента Республики Тыва по внутриполитическим вопросам и межнациональным отношениям и на государственную Комиссию по реализацию Концепции государственной национальной политики Республики Тыва.

4. Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Республики Тыва

Ш. Ооржак


УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Тыва
от 22 апреля 1998 г. N 217

КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Республики Тыва


Концепция государственной национальной политики Республики Тыва представляет собой систему современных взглядов, приоритетов и принципов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений. Она учитывает необходимость укрепления государственности и обеспечения суверенитета республики в новых исторических условиях развития российского правового, демократического государства, становления гражданского общества, согласования как федеральных интересов, так и интересов народа Республики Тыва.

Концепция государственной национальной политики Республики Тыва основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, а также общепринятых нормах и принципах международного права и находит свое выражение в системе законов Республики Тыва, договоров и соглашений, заключенных с субъектами Российской Федерации.

Концепция призвана способствовать укреплению и развитию государственности Республики Тыва, совершенствованию системы государственной власти, органов самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития ее народов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Этнополитическая ситуация в Республике Тыва

Республика Тыва - суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации. В ней проживают представители более 90 национальностей. Большинство населения составляют тувинцы и русские. Доля коренных жителей составляет около 70%, русскоязычного населения - более 30%.

В двадцатом столетии численность коренного населения возросла в четыре раза, русскоязычного - восемь раз. Решающее влияние на это оказали внешние и внутренние факторы, способствующие консолидации тувинского этноса и сохранению целостности его государственности, нахождение с 1914 года Тувы под протекторатом и покровительством России,

осуществление самоопределения и образование в 1921 году первого в истории тувинского народа самостоятельного государства - Тувинской Народной Республики, а затем и в 1944 году добровольное вхождение ТНР в состав РСФСР и СССР.

Опираясь на братскую помощь и поддержку русского и других народов страны тувинский народ в социалистический период добился крупных успехов в своем экономическом, культурном и социальном развитии. Создана солидная база для подъема промышленности и сельского хозяйства. Построены автодороги и линии электропередачи. Развиваются транспорт и связь, предприятия коммунального и бытового обслуживания. Выросли города и села с современной инфраструктурой. Расширяется сеть образовательных, культурных и научных учреждений, объектов здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной сферы.

Глубокие социально-экономические преобразования, которые произошли в Туве за последние десятилетия являются плодом совместных усилий, тесного братского сотрудничества и дружбы всех наций и народностей, населяющих республику.

Путь к нынешней жизни не был безоблачным. Из-за ошибок в политике и серьезных нарушений законности, в 30-50 годы в Туве подверглись репрессиям более тысяч граждан различных национальностей, ущемлялись права и свободы людей, особенно верующих. Были подорваны хозяйственные, организационные и кадровые основы развития религий. Применялись насильственные меры по форсированию коллективизации и ограничению частной собственности. Проявлялось пренебрежительное отношение к национальным традициям, обычаям и обрядам народов.

Серьезные просчеты допускались в подборе и расстановке руководящих кадров, социальная несправедливость по отношению к титульной нации Тувы. Постепенно вытеснялся тувинский язык из школ, детских садов, учебных заведений, государственных учреждений и принижалась роль национальной культуры и искусства.

Накапливался широкий спектр проблем, как объективного, так и субъективного характера. Деформация в области экономики, политики и идеологии, неудовлетворенность условиями труда и быта в советский период создали условия для национальной неудовлетворенности и межнационального противоречия.

Запоздалая оценка этих событий и частичное решение возникших проблем, привели к концу 80-х и началу 90-х годов к усилению социальной напряженности в тувинском обществе, обострению межнациональных конфликтов, оживлению националистических, сепаратистских и шовинистических настроений. Традиционно доброжелательным, доверительным и уважительным межнациональным отношениям был нанесен заметный ущерб.

В русле общероссийских событий, в Туве с принятием в декабре 1990 года Декларации о государственном суверенитете и в октябре 1993 года Конституции Республики Тыва закладывается фундамент правового, демократического государственного устройства. На первоначальном этапе перехода к новому общественному устройству усилия государственных органов и всего многонационального народа Тувы были направлены на укрепление государственности республики, создание основ рыночной экономики, на развитие культуры, языка, самобытных традиций и обрядов народов, возрождение религий, расширение внешнеэкономических связей с зарубежными странами. В то же время в Республике Тыва, как и в России, переход к рыночным отношениям проходит тяжело и болезненно. Еще не преодолены кризисные явления в экономике. Очень сложными оказались последствия реформ в социальной сфере. Среднедушевой денежный доход в 1,5 раза ниже, средняя продолжительность жизни почти на 10 лет короче, чем по стране, естественный прирост населения на 1000 человек по сравнению с 1990 годом, сократился в более чем в 5 раз. До 80 процентов семей живут за чертой бедности, свыше 24 тысяч человек являются безработными, угрожающими темпами распространяются инфекционные заболевания людей.

В настоящее время межнациональные отношения в республике носят стабильный характер. В условиях затянувшегося общего экономического и финансового кризиса люди различных национальностей проявляют сдержанность и терпимость, понимая сложившиеся трудности. Однако, четко осознать, что такое положение не может долго продолжаться, если не будут приняты кардинальные и неотложные меры по подъему экономики и улучшению жизненного уровня населения.

Усиливающая неудовлетворенность сегодняшним экономическим положением, возрастающим социальным неравенством, неуверенность в завтрашнем дне могут стать причиной межнациональных противоречий, этнической конкуренции и противостояния.

Органам государственной власти и управления, местного самоуправления и общественным формированиям республики вникая в деликатные вопросы межнациональных отношений, необходимо держать в центре внимания реализацию интересов и удовлетворение потребностей представителей всех народов и этнических меньшинств. Это касается обеспечения конституционных прав и свобод человека, независимо от национальности и места проживания, гарантированной защищенности их исторических традиций, культуры, чести и достоинства, создания условий для равноправного участия представителей наций и народностей в управлении государственными и общественными делами с учетом общепринятых требований - оценки их профессиональных и деловых качеств.

Специфической особенностью этнополитической ситуации в Республике Тыва является то, что тувинский этнос, давший название республике составляет большинство ее населения, хотя по российской и мировой классификации он относится к группе малочисленных народов. Отсюда его двойное положение. С одной стороны, тувинская нация, как преобладающая по численности, более внимательно и заботливо должна относиться к проблемам и судьбам других народов, проживающих в республике. С другой стороны - тувинцы как малочисленный народ, и Тува как экономически самый депрессивный субъект России, имеют право на инициативу и заинтересованность в постановке и решении проблем социально-экономического, культурного и языкового развития, духовного возрождения коренного населения. Это вовсе не означает, что вопросы развития представителей других народов отойдут на второй план.

От материального благополучия и культурно-духовного уровня развития тувинского этноса будет зависеть социальное самочувствие других народов, живущих в Туве. Чем лучше будет жить коренное население, тем лучше будет жить и другие народы.

Ведущее положение в обществе тувинского этноса не дает ему повода для выпячивания своей национальной исключительности, стремления к ограниченности и замкнутости. Как не бывает совершенно изолированных экономик и культур, так развитие тувинской нации так или иначе будет проходить в общем русле интеграционных процессов в России и мире.

Исторический путь развития национального вопроса в нынешний ситуации убедительно показывает, что в национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляции в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений, как в России, так и в Республике Тыва.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов наций и народов, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования.

В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти и управления, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно-обоснованных выводах и рекомендациях.

Принципы государственной национальной политики Республики Тыва

Принципы государственной национальной политики Республики Тыва определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве, независимо от принадлежности к той или иной национальности, национально-государственные интересы Российской Федерации.

Основополагающими принципами национальной политики в Республике Тыва являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

гарантия прав народов и этнических меньшинств на широкое развитие национально-культурной автономии, создание национальных обществ, землячеств, культурных центров, способствующих более полному удовлетворению национальных запросов, сохранению самобытных и уникальных традиций, обычаев и обрядов;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

запрещение пропаганды и агитации, а также деятельности лиц и организаций, направленных на разжигание расовой, национальной и религиозной розни и идеи превосходства одной нации над другими, национальной исключительности;

защита государственно-правового статуса Республики Тыва, обеспечение конституционных прав ее народов;

поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами Российского международного права.

Основные цели и задачи государственной национальной политики Республики Тыва

Основной целью государственной национальной политики Республики Тыва является создание эффективных политических, экономических, правовых усилий и механизмов, обеспечивающих органическое сочетание национальных и общечеловеческих, интернациональных интересов и ценностей, таких условий, при которых человек с его потребностями и интересами независимо от национальности стал бы целью общественного развития.

Органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления республики в своей практической деятельности в сфере межнациональных отношений исходят из жизненных интересов многонационального населения Тувы. В деле построения правового, демократического общества, признавая и неразрывность прав человека и прав национальностей, придерживаются международного права и обязательств по обеспечению прав на свободное, всесторонне демократическое развитие и считают, что в этой деликатной сфере следует идти по пути гражданского согласия, всенародного примирения, взаимного доверия и уважения, а не конфронтации и нагнетания психологической напряженности.

Органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления поддерживают национально-демократические движения, которые выступают за развитие родной культуры, языка, самобытных традиций, создание национально-культурных центров, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур на основе взаимного уважения равенства и сотрудничества народов и решительно выступают против ультранационалистических и шовинистских идей, которые используют некоторые лидеры местных отделений российских политических партий и движений для достижения узкопартийных интересов.

При реализации национальной политики перед органами государственной власти и органами местного самоуправления стоят неотложные задачи. Данная концепция может служить четким ориентиром движения в этом направлении.

1. В политической и государственно-правовой сфере:

объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и общественных объединений, религиозных организаций, общественно-политических деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

создание правовой базы для регулирования межнациональных отношений;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов, и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

разрешение возможных споров и конфликтов между населением Республики Тыва и другими субъектами Российской Федерации, а также сопредельными территориями Монголии;

обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма, шовинизма, экстремизма и фашизма.

2. В социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов представителей наций, в соответствии с государственной региональной политикой Российской Федерации, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

создание условий для развития традиционных отраслей промыслов и ремесел, поддержка малого и среднего предпринимательства, крестьянских (фермерских) и аратских хозяйств;

формирование единого экономического рынка, обеспечение свободы продвижения лиц, капиталов, товаров и услуг;

создание совместных предприятий и социального рыночного хозяйства.

3. В духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, формирование чувства российского патриотизма;

издание художественной литературы, распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Республику Тыва;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, обычаев и традиций народов, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков представителей всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка других народов России, и приобщение к мировым культурным ценностям;

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

пропаганда и формирование идей гражданского общества.

4. В области международных и внешнеэкономических связей: устанавливает экономические, торговые и культурные представительства в иностранных государствах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»