Недействующий

ЗАКОН

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 января 1999 года N 80

О науке и региональной научно-технической политике Тюменской области

Принят постановлением Тюменской областной Думы

25 декабря 1998 г. N 416

Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 21.02.2007 N 544 (НГР: ru72000200700039)

Действие Закона приостановлено Законом Тюменской области от 12.03.2001 N 280 (НГР: ru72000200100039)

В редакции Закона Тюменской области от 22.03.1999 N 95 (НГР: ru72000199900013)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Уставом Тюменской области и иными нормативными актами содержит правовые, организационные, экономические, социальные нормы, регулирующие отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг) на территории Тюменской области, и определяет приоритетные направления региональной научно-технической политики в Тюменской области.

Статья 1. Основные цели настоящего Закона


Закрепление существующих и создание дополнительных правовых норм и гарантий для плодотворной научной и (или) научно - технической деятельности и использование ее результатов в материальном производстве и социальной жизни области; определение основных направлений региональной научно-технической политики; создание организационных форм, механизмов управления и финансирования научной и (или) научно-технической деятельности; определение прав, обязанностей и ответственности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности.

Создание условий для эффективного развития науки и техники на территории области.

Статья 2. Основные понятия


Субъект научной и (или) научно-технической деятельности - занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью физические лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, и юридические лица при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Аттестация - определение квалификации научного работника или научного коллектива, учреждения.

Аккредитация - процедура установления (признания) Тюменской областью в лице государственных органов регионального статуса (типа и вида) научного учреждения, организации на основе признания соответствия его деятельности.

Лицензирование - официальное (установленное в законодательном порядке) разрешение видов научной и (или) научно-технической деятельности на территории исследования.

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Субъекты региональной научно-технической политики - законодательный и исполнительный органы государственной власти области, принимающие законы и другие нормативные правовые акты, действующие в сфере науки.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно гражданами и юридическими лицам, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Статья 3. Законодательство Тюменской области в сфере научной и (или) научно-технической деятельности и региональной научно - технической политики


Научная и (или) научно-техническая деятельность и региональная научно-техническая политика на территории Тюменской области регулируется федеральными законами и принимаемыми на их основе иными федеральными нормативными актами, настоящим Законом и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ним, органами государственной власти области в пределах своей компетенции, договорами и соглашениями области с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами.

Статья 4. Принципы региональной научно-технической политики


Региональная научно-техническая политика в Тюменской области основывается на следующих принципах:

- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил в Тюменской области;

- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники, экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

- развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

- развитие международного научного и научно-технического сотрудничества.

Статья 5. Правовой и квалификационный статус научного работника


Правовой и квалификационный статус научного работника определяется в соответствии с федеральным и областным законодательствами.

Статья 6. Учреждение субъектов научной и (или) научно - технической деятельности


Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности учреждаются, действуют и ликвидируются на основании законодательства Российской Федерации.

Научные работники вправе на добровольной основе создавать в области общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Научной организации, которая имеет уникальное опытно - экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно - техническая деятельность которой получила общероссийское и международное признание, Администрацией Тюменской области может присваиваться статус регионального научного центра.

Статья 7. Аккредитация субъектов научной и (или) научно - технической деятельности


1. Право на прохождение областной аккредитации имеют субъекты всех форм собственности.

2. Субъекту присваивается статус аккредитованного в Тюменской области при наличии следующих условий:

- научная и (или) научно-техническая деятельность субъекта является основной;

- объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % от общего объема выполняемых работ за последние три года (или за весь период деятельности, если субъект существует менее трех лет);

- в уставе субъекта предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

3. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности, имеющий государственную аккредитацию, в рамках действия настоящего Закона, областную аккредитацию не проходит.

Статья 8. Подготовка и переподготовка научных кадров


Подготовка, повышение квалификации и переподготовка научных кадров осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Интеграция научной и (или) научно-технической деятельности и образования


1. Интеграция научной и (или) научно-технической деятельности и образования осуществляется:

- путем поощрения различных форм участия преподавателей и студентов в научной и (или) научно-технической деятельности и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности, в том числе на контрактной основе;

- через систему организации учебного процесса, поиска, отбора и государственной поддержки молодежи и ее целенаправленной подготовки к научной и (или) научно-технической деятельности;

- путем создания сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, центров.

2. Приоритетными сферами применения научных результатов являются:

- передача новых знаний молодежи путем использования их в преподавании;

- привлечение студентов и молодых научных работников к участию в олимпиадах и конкурсах, выставках и конференциях;

- издание учебников и монографий.

3. В областных научно-технических программах должно выделяться не менее 10 % финансирования для студентов и молодых научных работников.

Статья 10. Права и обязанности, правовой и квалификационный статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности


Права и обязанности, правовой и квалификационный статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности области регулируются законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 11. Права субъектов научной и (или) научно-технической деятельности


1. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности (далее - субъект) самостоятелен в осуществлении научной и (или) научно-технической деятельности, подборе, приеме на работу и расстановке кадров, хозяйственной, финансовой и иной деятельности в пределах, определенных федеральным законодательством, законодательством Тюменской области и уставом субъекта.

2. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности имеет равные с другими субъектами права доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности независимо от вида собственности и организационно-правовых форм других субъектов права.

3. Вмешательство государственных органов любого уровня в деятельность субъекта не допускается, кроме как в случаях, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и области в пределах полномочий указанных органов. Споры о законности и обоснованности действий и решений должностных лиц и возмещении ущерба, причиненного в результате их деятельности, решаются в судебном порядке.

4. Субъект имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну, иначе как в случаях, предусмотренных федеральными законами, или на основании судебного решения. Субъект имеет право отказаться от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду.

5. Администрация государственной научной организации имеет право отказать своему (- им) сотруднику (- ам), получившему грант от научного фонда, в том числе зарубежного, в предоставлении помещений и других имеющихся ресурсов для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности по гранту, если:

- тематика гранта не соответствует направлениям деятельности данной научной организации;

- выделение ресурсов ограничивает возможность выполнения плановых научных исследований.

Во всех остальных случаях решение об отказе в предоставлении ресурсов для работы по гранту может принять только ученый совет, который обязан направить мотивированный ответ правлению фонда, выделившего грант, с предоставлением копии автору (- ам) проекта.

6. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности имеет право требовать проведения независимой экспертизы по проектам или научной и (или) научно-технической деятельности, представляющей опасность для человека, общества и природы.

Статья 12. Обязанности субъектов научной и (или) научно - технической деятельности


1. Основная обязанность субъекта научной и (или) научно-технической деятельности - создание максимально благоприятных условий для эффективной научной и (или) научно - технической деятельности научных работников и повышения их квалификации.

2. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности обязан:

- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации, заключенных им договоров, в том числе договоров с собственником имущества субъекта;

- заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовые договоры (контракты) с работающими по найму гражданами;

- полностью рассчитываться с работниками субъекта согласно заключенным договорам;

- осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором;

- учитывать возможные отрицательные последствия проводимой им научной и (или) научно-технической деятельности;

- ставить общественность в известность об опасных тенденциях развития науки, включая опасный характер исследований и разработок. Если подобная научная и (или) научно-техническая деятельность не подлежит опубликованию и огласке из-за ограничений по законодательству об охране государственных тайн, субъект обязан поставить в известность об опасной научной и (или) научно-технической деятельности вышестоящие инстанции и Администрацию области и требовать прекращения научной и (или) научно-технической деятельности. Субъект имеет право прекратить ее, если в течение трех месяцев (но не позднее срока, когда опасные последствия могут наступить или не наступили) не получит обоснованного ответа.

Статья 13. Защита прав субъектов научной и (или) научно - технической деятельности от неправомерного использования научных результатов


1. Коммерческое и некоммерческое использование научных результатов, защита прав субъектов научной и (или) научно - технической деятельности от неправомерного использования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, специальным законодательством о защите авторских прав, имущественных и неимущественных правах на интеллектуальную собственность и настоящим Законом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»