На территории Тюменской области созданы 85 особо охраняемых природных территорий регионального значения: 35 заказников и 49 памятников природы. Их общая площадь составляет 818 тыс.га.
Большая часть объектов имеет своей целью сохранение биологического разнообразия, в том числе ценных промысловых видов зверей и птиц, а также редких и исчезающих видов растений, животных и грибов.
Заказники с целевым назначением охраны ландшафтного разнообразия и неразрывно связанного с ним архитектурно-исторического наследия на территории области отсутствуют. При этом имеется целый ряд территорий, нуждающихся в охране природных ландшафтов. Прежде всего, это касается территории, прилегающей к Абалакскому монастырю, где охране подлежат коренной берег Иртыша с геологическими разрезами, хвойные леса и болотно-озерные комплексы, богатые рыбой и иными представителями животного и растительного мира.
В комплексе с историческим аспектом (Абалакским монастырем и местами, связанными с пребыванием Ермака) объект имеет повышенную привлекательность для развития спортивного, экологического, экстремального, религиозного (паломничество) и исторического туризма, в том числе с использование ролевых игр.
В целях сохранения уникального природно-исторического комплекса и развития туристического направления в использовании охраняемых природных территорий в программе предусматривается создание комплексного заказника и обеспечение его функционирования, проектирование, строительство и обслуживания туристического комплекса, разработка и реализация программы экологического и исторического туризма, реставрация монастырей, церкви, строительство социально-значимых объектов.
2.5. Организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом, в том числе путем поддержки транспортных организаций (в части маршрутов, соединяющих южные и северные районы области)
В транспортном комплексе региона имеется ряд существенных проблем, приводящих к неудовлетворительному обеспечению населения области в пассажирских перевозках:
- уровень тарифов, необходимый для обеспечения безубыточной работы предприятий, осуществляющих перевозки воздушным и водным видами транспорта, является недоступным для значительной части населения региона. При этом данные виды транспорта для большого числа жителей северных территорий области являются единственно возможными;
- действующий на пассажирских линиях, связывающих Север и юг, подвижной состав железнодорожного транспорта не обеспечивает на должном уровне существующую потребность населения региона в пассажирских перевозках, особенно в летний период, как по количеству пассажирских рейсов, так и по качеству обслуживания;
- подвижной состав речного и автомобильного транспорта региона обладает высокой степенью износа, что приводит к снижению уровня безопасности перевозок, качества обслуживания пассажиров, а также росту эксплуатационных затрат.
В целях удовлетворения потребности населения региона в качественном обслуживании пассажирским транспортом на маршрутах, связывающих территории автономных округов и юга Тюменской области, в рамках программы планируется:
- приобретение железнодорожных вагонов и оборудования для обновления подвижного состава на пассажирских региональных маршрутах;
- приобретение пассажирских теплоходов для осуществления пассажирских перевозок на линии Ханты-Мансийск-Тобольск-Салехард;
- приобретение причальных комплексов, пассажирских судов нового судостроения;
- приобретение автобусов для выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования;
- строительство и реконструкция автовокзалов, железнодорожных вокзалов, аэропортов;
- субсидирование пассажирских авиарейсов между городами и районными центрами ЯНАО, ХМАО и областным центром в целях снижения тарифов;
- предоставление субсидий на организацию пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.
2.6. Поддержка сельскохозяйственного производства в части развития внутриобластной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции
Тюменская область по запасам и вылову рыбы, их видовому составу занимает одно из первых мест в системе рыбного хозяйства Российской Федерации. Здесь сосредоточены основные запасы сиговых рыб (муксун, пелядь, чир, ряпушка, омуль и др.), составляющие около 40% уловов, обитают осетровые (осетр, стерлядь) и лососевые (нельма) виды рыб.
В девяностые годы запасы ценных видов рыб приобрели устойчивую тенденцию к снижению. Уловы сиговых рыб снизились более чем в два раза. Сибирский осетр занесен в Красную книгу РФ, как исчезающий вид.
Необходимым условием восстановления ценных видов рыб в Обь-Иртышском бассейне и поддержания их на оптимальном уровне является увеличение объемов выпуска жизнестойкой молоди. В настоящее время единственным поставщиком молоди осетровых и сиговых рыб в бассейне является Абалакский рыборазводный завод, который находится в аварийном состоянии. С момента ввода его в эксплуатацию (сиговое отделение в 1959 г., осетровое отделение – в 1975 г.) не производился капитальный ремонт и реконструкция технологических объектов (пруды отстойники, выростные пруды, личиночно-лотковый, инкубационный цеха) объектов энергоснабжения, сетей и сооружений водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и канализации.
В программе предусматривается реконструкция и расширение Абалакского рыборазводного завода.
С учетом реконструкции Абалакского рыборазводного завода и строительства нового завода в Ханты-Мансийском автономном округе выпуск молоди ценных видов рыб будет приближен к потребности в выпуске молоди для воспроизводства популяций.
Виды ценных рыб | Потребность в выпуске молоди (по расчетам ФГУП "Росрыбцентр"), млн. штук. | Объем выпуска молоди ФГУ "Абалакский рыборазводный завод" | Планируемый выпуск молоди рыборазводным заводом в ХМАО |
Сибирский осетр | 8,5 | 3,1 | 2,5 |
Муксун | 39 | 3,6 | 35,3 |
Нельма | 4 | 3,8 | |
Пелядь | 20 | 20 |
Программой предусмотрено приобретение несамоходных рефрижераторных и озерно-речных судов, строительство мобильных объектов обустройства факторий, создание международного учебно-производственного центра по молочному животноводству.