ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 15 апреля 1996 года N 37
Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области
Принят постановлением Тюменской областной Думы
26 марта 1996
в редакции Законов Тюменской области
Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 16.02.2004 г. N 2004 г. N 204 (НГР: ru72000200400020)
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере выявления, учета, охраны и использования историко-культурного наследия на территории Тюменской области.
Используемые в настоящем Законе термины означают:
историко-культурное наследие - признаваемая в установленном порядке совокупность объектов археологического, этно-культурного, историко-мемориального и архитектурно-градостроительного наследия;
историко-культурное наследие включает в себя также исторические названия населенных пунктов, улиц, гербы исторических городов;
археологическое наследие - совокупность находящихся на поверхности земли и в ископаемом состоянии остатков и следов искусственных сооружений жилого, оборонительного, хозяйственного, культового, погребального назначения, а также природных образований (холмы, участки речных долин и т.п.), содержащих останки людей до или протоисторической эпох, продукты их деятельности, результаты их воздействия на окружающую среду, отражающие процесс биологической эволюции человека, различные аспекты развития древних и средневековых обществ;
этнокультурное наследие - совокупность как действующих, так и не использующихся по своему первоначальному назначению искусственных сооружений жилого, хозяйственного, культового, погребального характера, а также участков местности, устойчиво функционирующих в национальных культурах, имеющих историческую и ментально-социальную значимость для их носителей и выступающих в качестве ценных этнографических источников;
историко-мемориальное наследие - совокупность зданий, сооружений, памятных мест, связанных с важнейшими событиями в истории России и региона, с жизнью известных политических и государственных деятелей, военачальников, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, а также захоронений погибших за свободу и независимость Родины;
архитектурно-градостроительное наследие - совокупность архитектурных ансамблей и комплексов, в качестве которых могут выступать улицы, кварталы, площади, кремли, исторические центры населенных пунктов и остатки исторической планировки городов, а также сооружений гражданской, промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества и связанных с ними произведений монументального и декоративно-прикладного искусства;
использование историко-культурного наследия - применение объектов историко-культурного наследия в деятельности, нацеленной на решение научных, образовательных и воспитательных задач в сферах музейного дела и туризма, в том числе в хозяйственных целях, не влекущих за собой нанесение вреда памятнику истории и культуры;
разрушение историко-культурного наследия - полное или частичное уничтожение объектов историко-культурного наследия, осуществленное без предварительного проведения их фиксации и полного научного изучения;
искажение облика историко-культурных памятников - полное или частичное изменение первоначального или исходного вида и интерьера объектов историко-культурного наследия, не связанное с задачами музеефикации и научной реконструкции;
земли историко-культурного назначения - особо охраняемые территории (археологические, этно-культурные, историко - мемориальные территории объектов архитектурно-градостроительного наследия, а также земли историко-культурных музеев - заповедников), на которых (и в которых) располагаются объекты историко-культурного наследия.
Историко - культурное наследие в Тюменской области находится под охраной органов государственной власти области. Сохранность памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают органы местного самоуправления. При органах государственной власти области могут быть созданы специально уполномоченные государственные органы, ответственные за выявление, учет, консервацию, реставрацию, научное изучение, надлежащее использование и охрану историко - культурного наследия. ( в редакции Закона Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195)
Органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
Бережное отношение к памятникам истории и культуры является обязанностью каждого гражданина.
Часть 1 и 2 исключены Законом Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113
Часть 3 исключена Законом Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере охраны и использования памятников истории и культуры осуществляется законами Тюменской области с одновременной передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств (в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Реализация переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере охраны и использования памятников истории и культуры подконтрольна специально уполномоченному государственному органу по охране и использованию историке культурного наследия в Тюменской области (в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
В компетенцию специально уполномоченного государственного органа по охране и использованию историко-культурного наследия в Тюменской области входит (в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113):
- реализация государственной политики в сфере охраны и использования памятников истории и культуры на территории области;
- разработка и реализация общеобластных и областных программ по охране и использованию историко-культурного наследия;
- государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами, органами местного самоуправления законодательства в области охраны и использования историко - культурного наследия;
- ведение государственного реестра объектов историко - культурного наследия области;
- исключен Законом Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113.
- исключен Законом Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195;
- организация государственной историко-культурной экспертизы предпроектных и проектных материалов по мероприятиям, намеченным к реализации на территории Тюменской области;
- организация выявления объектов историко-культурного наследия;
- ведение списков вновь выявленных объектов историко - культурного наследия;
- организация научной экспертизы вновь выявленных памятников и выработка предложений по их включению в государственный реестр объектов историко-культурного наследия области;
- управление и распоряжение объектами археологического и этно-культурного наследия, находящихся на территории области;
- организация и осуществление мониторинга археологических и этно-культурных объектов, контроля за соблюдением статуса и режима использования земель историко-культурного назначения;
- разработка проектов создания археолого-этнографических, историко-мемориальных, архитектурно-градостроительных музеев - заповедников, а также дача обязательных заключений при установлении режима использования земель историко-культурного назначения;
- выдача разрешений на право вывоза объектов археологического и этно-культурного наследия за пределы области, полученных в результате научно-исследовательских работ;
- выдача предписаний о приостановлении либо запрете строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, создающих угрозу для памятников истории и культуры;
- исключен Законом Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113.
- организация реставрации и восстановления объектов историко-культурного наследия;
- иные виды деятельности в сфере охраны и использования историко-культурного наследия на территории Тюменской области, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Части 2 и 3 исключены Законом Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195
Указания (предписания) государственного органа по охране и использованию историко-культурного наследия е пределах его полномочий, обязательны для органов исполнительной власти органов местного самоуправления юридических и физический лиц осуществляющих свою деятельность на территории Тюменской области. (часть введена Законом Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Экономическую основу деятельности органов государственной власти, специально уполномоченных государственных органов охраны историко-культурного наследия составляет государственная собственность на объекты историко-культурного наследия. (в редакции Закона Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195)
Основой государственных гарантий по охране историко - культурного наследия Тюменской области является выделение в областном бюджете особой строкой средств на памятникоохранительные мероприятия в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
В ведении Тюменской области находятся объекты археологического, этно-культурного, мемориального, архитектурно - градостроительного наследия, здания - памятники истории и культуры, отнесенные к государственной собственности области и памятники федерального значения.
В ведении городов и районов (кроме районов в городах) находятся объекты историко-культурного наследия, расположенные на их территориях, за исключением объектов государственной собственности.
Финансирование программ и мероприятий по охране и использованию объектов историко-культурного наследия проводится за счет бюджетных средств соответствующих уровней, внебюджетных поступлений, средств меценатов и других источников.
Допускается, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом охраны историко-культурного наследия, хозяйственное использование объектов историко-мемориального и архитектурно-градостроительного наследий, если это не наносит им ущерба. Указанные объекты сдаются в аренду с условием их сохранения за счет пользователя. (в редакции Закона Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195)
Средства получаемые от хозяйственного использования недвижимых памятников истории и культуры перечисляются в бюджет соответствующего уровня (в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Исчисление размеров ущерба, нанесенного объектам историко-культурного наследия, определяют специально уполномоченные государственные органы их охраны. (в редакции Закона Тюменской области от 03.07.2000 г. N 195)
Экономическое стимулирование охраны объектов историко-культурного наследия осуществляется путем установления налоговых и иных льгот предприятиям, учреждениям и организациям, деятельность которых обеспечивает эффективное сохранение объектов историко-культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области в сфере налогообложения.
(в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Объекты историке культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами установленными законодательством Российской Федерации при условии их обременения обязательствами по содержанию сохранению и использованию (далее -охранное обязательство)
Специально уполномоченный государственный орган по охране и использованию историко-культурного наследия в Тюменской области определяет условия охранных обязательств в отношении объектов историко-культурного наследия регионального значения и муниципального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации
(в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Приватизация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) находящихся в собственности Тюменской области в муниципальной собственности осуществляется соответственно органом
исполнительной власти Тюменской области и органами местного самоуправления самостоятельно в порядке и способами, установленными федеральным законодательством нормативными правовыми актами Тюменской области и органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления направляют перечень запланированных к приватизации объектов историко-культурного наследия находящихся в муниципальной собственности специально уполномоченному государственному органу по охране и использованию историко-культурного наследия в Тюменской области для обременения их охранными обязательствами
(исключена Законом Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Статья 14.
(в редакции Закона Тюменской области от 26.12.2002 г. N 113).
Денежные средства, полученные в результате приватизации объектов историко-культурного наследия находящихся в собственности Тюменской области в муниципальной собственности перечисляются соответственно в областной бюджет и местные бюджеты.
Мероприятия по выявлению объектов историко-культурного наследия организуются и финансируются органами государственной власти в соответствии с утвержденными федеральными и областными программами, а также научно - исследовательскими учреждениями и организациями. В мероприятиях по выявлению памятников истории и культуры могут принимать участие органы местного самоуправления, научные общества, общественные организации, фонды, иные юридические лица и граждане.