Недействующий

Об областной целевой программе "Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий "Заболотья" Тюменской области на 2003-2005 годы

3.5 Финансы территорий


Финансовое положение отдаленных труднодоступных территорий "Заболотья" наиболее наглядно показывает анализ собственных доходов местных бюджетов в период, когда местное самоуправление было организовано по поселенческой модели и сельские администрации имели самостоятельные бюджеты.

Из-за отсутствия производственной деятельности, недостаточного развития торговой сети местные бюджеты территорий "Заболотья" на 80-90 и более процентов формировались за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Удельный вес собственных доходов в общей сумме расходов Ачирской сельской администрации Тобольского составлял только 2%, Вертинской и Аксурской сельских администрациях Вагайского района, Лайтамакской сельской администрации Тобольского района, Сорокинской, и Новоалександровской сельских администрациях Ярковского района, Антипинской сельской администрации Нижнетавдинского района - менее 5%.

В 2001 году собственные доходы на 1 жителя составили в Вершинской сельской администрации 94 рубля, Ачирской - 115 рублей, Аксурской -137 рублей. При этом значительная часть собственных доходов муниципальных образований получена за счет подоходного налога, уплачиваемого работниками бюджетной сферы.

В расходной части местных бюджетов более половины занимают затраты на содержание учреждений образования, значительны расходы иа жилищно-коммунальное хозяйство.

Из областного бюджета выделяются дотации для организации в летнее время авиаперевозок пассажиров, груза, багажа, почты, производится удешевление стоимости билетов для населения, осуществляется выплата субсидий на сельхозпродукцию. Для сезонного завоза продукции (товаров) Вагайскому, Тобольскому и Уватскому районам выделяются бюджетные кредиты из регионального фонда госфинподдержки.

Создание условий для устойчивого развития традиционных отраслей хозяйствования, организация экономики, ориентированной на оптимальное использование имеющейся ресурсной и производственной базы, создание новых производств и развитие предпринимательства, позволит улучшить финансовое положение труднодоступных территорий "Заболотья".

Основные направления государственной поддержки рыболовства, торговли, социальной инфраструктуры, формирования механизма закупок излишков сырья и продуктов у населения определены программными мероприятиями.

3.6 Отраслевая структура экономики 3.6.1 Сельское хозяйство

В силу природно-климатических условий территорий "Заболотья" крупнотоварное сельскохозяйственное производство здесь не ведется.

Население занимается ведением личных подсобных хозяйств. На 100 домашних подворий здесь приходится в среднем 119 голов крупного рогатого скота, 26 лошадей, 76 овец и коз. В среднем по Югу области эти показатели несколько ниже и составляют соответственно 89, 10 и 69 голов на 100 домохозяйств. По сравнению с 1991 годом поголовье крупного рогатого скота в селах "Заболотья" Тобольского района увеличилось на 22%, в том числе коров - на 74%, поголовье лошадей - удвоилось. Выросло поголовье скота и на территориях "Заболотья" Вагайского района, практически не изменяется поголовье в д. Кускургуль Нижнетавдинского района.

Продуктами питания (включая мясо, молоко, яйца, рыбу, картофель, овощи) население обеспечивает себя практически полностью. Излишки продукции (мяса) реализуются в зимнее время, молоко используется только на внутрихозяйственное потребление. Закуп молока в районах "Заболотья" из-за удаленности населенных пунктов предприятиями переработки не производится, его организация требует значительных материальных и финансовых затрат и в настоящее время нерентабельна.

Важным источником доходов для местного населения является сбор дикоросов (клюква, брусника, орехи, грибы). Возможные объемы сбора ягод брусники, клюквы представлены в следующей таблице:

Наименование сельских администраций и населенных пунктов

Минимальный валовой сбор, тонн

Вагайский оайон

287

1.Веошинский сельский совет

169

в том числе:

д.Осиновская

74

л.Веошинская

26.5

д.Одинаоская

43.5

л.Веселинская

25

2,Тукузский сельский совет

21.5

в том числе:

д. Малый Уват

21.5

З.Шестовскийсельский совет

96.5

в том числе:

л.Юпмы67

д. Лаймы29.5

Тобольский район255-345

1 .Ачтхжий сельский совет90-120

в том числе:

д.Ачиоы

45-60

д.Изиметь

22-30

д.Ишменева

23-30

2.Кутаобитский сельский совет

55-70

в том числе:

д. Тахтагул;32-40

л .Чебуога

23-30

З.Лайтамакский сельский совет

75-102

в том числе:

д.Лайтамак

39-45

д.Ваомахли

7-U

д.Топкинбашева

15-24

Д.ЯНГУТУМ

7-11

4.Ушаоовский сельский совет

20-28

в том числе:

д.Носкинская

13-17

д.Панова

7-11

5.Хмелевский сельский совет

15-25

в том числе:

д.Хмелева

8-13

д.Ахманай

4-7

д. Елань

3-5



В урожайные годы объемы сбора ягод могут быть увеличены в 1,5 раза.

В Уватском районе ежегодно заготавливается до 90 тонн ягод, при наличии производств по их переработке объемы заготовок могут быть удвоены.

В Тобольском районе заготовку дикоросов планируется осуществлять через заготовительные пункты потребкооперации, имеющие хранилища для ягод и кедрового ореха. По расчетам в районах "Заболотья" при соответствующей организации заготовительной деятельности может быть закуплено у населения продукции на сумму порядка 15 млн. рублей.

Увеличению объемов заготовок дикоросов будет способствовать строительство в недалекой перспективе в г. Тюмени комплекса по переработке плодоовощной продукции и дикоросов на основе глубокой заморозки ООО "Ассортимент".