Финансовое положение отдаленных труднодоступных территорий "Заболотья" наиболее наглядно показывает анализ собственных доходов местных бюджетов в период, когда местное самоуправление было организовано по поселенческой модели и сельские администрации имели самостоятельные бюджеты.
Из-за отсутствия производственной деятельности, недостаточного развития торговой сети местные бюджеты территорий "Заболотья" на 80-90 и более процентов формировались за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Удельный вес собственных доходов в общей сумме расходов Ачирской сельской администрации Тобольского составлял только 2%, Вертинской и Аксурской сельских администрациях Вагайского района, Лайтамакской сельской администрации Тобольского района, Сорокинской, и Новоалександровской сельских администрациях Ярковского района, Антипинской сельской администрации Нижнетавдинского района - менее 5%.
В 2001 году собственные доходы на 1 жителя составили в Вершинской сельской администрации 94 рубля, Ачирской - 115 рублей, Аксурской -137 рублей. При этом значительная часть собственных доходов муниципальных образований получена за счет подоходного налога, уплачиваемого работниками бюджетной сферы.
В расходной части местных бюджетов более половины занимают затраты на содержание учреждений образования, значительны расходы иа жилищно-коммунальное хозяйство.
Из областного бюджета выделяются дотации для организации в летнее время авиаперевозок пассажиров, груза, багажа, почты, производится удешевление стоимости билетов для населения, осуществляется выплата субсидий на сельхозпродукцию. Для сезонного завоза продукции (товаров) Вагайскому, Тобольскому и Уватскому районам выделяются бюджетные кредиты из регионального фонда госфинподдержки.
Создание условий для устойчивого развития традиционных отраслей хозяйствования, организация экономики, ориентированной на оптимальное использование имеющейся ресурсной и производственной базы, создание новых производств и развитие предпринимательства, позволит улучшить финансовое положение труднодоступных территорий "Заболотья".
Основные направления государственной поддержки рыболовства, торговли, социальной инфраструктуры, формирования механизма закупок излишков сырья и продуктов у населения определены программными мероприятиями.
3.6 Отраслевая структура экономики 3.6.1 Сельское хозяйство
В силу природно-климатических условий территорий "Заболотья" крупнотоварное сельскохозяйственное производство здесь не ведется.
Население занимается ведением личных подсобных хозяйств. На 100 домашних подворий здесь приходится в среднем 119 голов крупного рогатого скота, 26 лошадей, 76 овец и коз. В среднем по Югу области эти показатели несколько ниже и составляют соответственно 89, 10 и 69 голов на 100 домохозяйств. По сравнению с 1991 годом поголовье крупного рогатого скота в селах "Заболотья" Тобольского района увеличилось на 22%, в том числе коров - на 74%, поголовье лошадей - удвоилось. Выросло поголовье скота и на территориях "Заболотья" Вагайского района, практически не изменяется поголовье в д. Кускургуль Нижнетавдинского района.
Продуктами питания (включая мясо, молоко, яйца, рыбу, картофель, овощи) население обеспечивает себя практически полностью. Излишки продукции (мяса) реализуются в зимнее время, молоко используется только на внутрихозяйственное потребление. Закуп молока в районах "Заболотья" из-за удаленности населенных пунктов предприятиями переработки не производится, его организация требует значительных материальных и финансовых затрат и в настоящее время нерентабельна.
Важным источником доходов для местного населения является сбор дикоросов (клюква, брусника, орехи, грибы). Возможные объемы сбора ягод брусники, клюквы представлены в следующей таблице:
Наименование сельских администраций и населенных пунктов | Минимальный валовой сбор, тонн | |
Вагайский оайон | 287 | |
1.Веошинский сельский совет | 169 | |
в том числе: | ||
д.Осиновская | 74 | |
л.Веошинская | 26.5 | |
д.Одинаоская | 43.5 | |
л.Веселинская | 25 | |
2,Тукузский сельский совет | 21.5 | |
в том числе: | ||
д. Малый Уват | 21.5 | |
З.Шестовскийсельский совет | 96.5 | |
в том числе: | ||
л.Юпмы67 | ||
д. Лаймы29.5 | ||
Тобольский район255-345 | ||
1 .Ачтхжий сельский совет90-120 | ||
в том числе: | ||
д.Ачиоы | 45-60 | |
д.Изиметь | 22-30 | |
д.Ишменева | 23-30 | |
2.Кутаобитский сельский совет | 55-70 | |
в том числе: | ||
д. Тахтагул;32-40 | ||
л .Чебуога | 23-30 | |
З.Лайтамакский сельский совет | 75-102 | |
в том числе: | ||
д.Лайтамак | 39-45 | |
д.Ваомахли | 7-U | |
д.Топкинбашева | 15-24 | |
Д.ЯНГУТУМ | 7-11 | |
4.Ушаоовский сельский совет | 20-28 | |
в том числе: | ||
д.Носкинская | 13-17 | |
д.Панова | 7-11 | |
5.Хмелевский сельский совет | 15-25 | |
в том числе: | ||
д.Хмелева | 8-13 | |
д.Ахманай | 4-7 | |
д. Елань | 3-5 |
В урожайные годы объемы сбора ягод могут быть увеличены в 1,5 раза.
В Уватском районе ежегодно заготавливается до 90 тонн ягод, при наличии производств по их переработке объемы заготовок могут быть удвоены.
В Тобольском районе заготовку дикоросов планируется осуществлять через заготовительные пункты потребкооперации, имеющие хранилища для ягод и кедрового ореха. По расчетам в районах "Заболотья" при соответствующей организации заготовительной деятельности может быть закуплено у населения продукции на сумму порядка 15 млн. рублей.
Увеличению объемов заготовок дикоросов будет способствовать строительство в недалекой перспективе в г. Тюмени комплекса по переработке плодоовощной продукции и дикоросов на основе глубокой заморозки ООО "Ассортимент".