Недействующий

ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 1998 года N 202

Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Тюменской области в 1999 - 2001 годах"

Срок действия акта истек в силу ст. 38 Закона Тюменской области от 07.03.2003 N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области" (истечение срока действия нормативного правового и правового акта)

С учётом изменений, внесенными постановлениями Губернатора Тюменской области от 09.10.2001 N 380, от 19.03.2003 N 86)

Срок действия Программы продлен на 2002 год Постановлением Губернатора Тюменской области от 09.10.2001 г. N 380 (НГР: ru72000200100434)

Срок действия Программы продлен на 2003 год Постановлением Губернатора Тюменской области от 19.03.2003 N 86 (НГР: ru72000200300313)

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 07.03.97 N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и от 11.06.98 N 582 "О Федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы", в целях комплексного решения проблем борьбы с туберкулезом:

1. Утвердить Областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Тюменской области в 1999 - 2001 годах".

2. Генеральным заказчиком Программы утвердить Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Администрации области.

3. В целях сокращения затрат на развитие материально - технической базы противотуберкулезных учреждений Комитету по управлению государственным имуществом области и Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Администрации области совместно с органами местного самоуправления провести обследование баз отдыха, профилакториев, санаториев и других объектов на территориях, прилегающих к городам Ишиму, Тобольску и Тюмени (независимо от ведомственной принадлежности). Внести предложения о возможности их использования для размещения указанных учреждений.

4. Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Администрации области (Абрамов В.И.), а также рекомендовать главам муниципальных образований осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусмотренных на здравоохранение на очередной финансовый год.

5. Контроль за исполнением Программы возложить на Абрамова В.И., заместителя Губернатора области.

Губернатор области

Л.Ю.РОКЕЦКИЙ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ

В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2001 ГОДЫ"

Раздел 1. Анализ исходного состояния

проблемы, подлежащей решению

Напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу, факторы, ее обусловливающие, определяют туберкулез как актуальную медико-социальную проблему, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни, питания.

Характер развития эпидситуации по туберкулезу в Тюменской области, как и в целом по России, только за последние пять лет отмечен рядом особенностей, которые могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года, и в 1997 году показатель ее достиг уровня двадцатилетней давности, составив 81,9 на 100 тыс. населения (при расчете показателя с учетом только постоянно проживающего населения), а с учетом всех впервые заболевших активным туберкулезом и зарегистрированных на территории области (бомжей, мигрантов, контингентов, заболевших в местах лишения свободы), показатель заболеваемости туберкулезом составил в 1997 году 141,6 на 100 тыс. населения (по России - 73,9).

За этот период все основные показатели по туберкулезу имеют постоянный темп увеличения: показатель заболеваемости заразными формами туберкулеза вырос на 88,0 %; показатели распространенности туберкулеза увеличились на 50,0 %; показатель смертности от туберкулеза вырос в 2 раза.

В течение двух последних лет на территории области ежегодно регистрируется около 4000 - 5000 впервые выявленных больных туберкулезом. Под наблюдением противотуберкулезных учреждений находится около 10000 больных активным туберкулезом, всего около 50000 человек с различными формами туберкулеза.

В возрастной структуре больных туберкулезом преобладают лица молодого возраста: от 20 до 39 лет - 49,3 % от общего числа впервые выявленных больных, а также работоспособного возраста от 20 до 59 лет - 83,4 % (1997 г.).

Эпидемиологическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей - 1,8 % (в отдельных территориях - до 7 %), что в 6 - 7 раз выше чем в развитых странах мира. При этом заболеваемость туберкулезом детей в сравнении с 1991 годом увеличилась в 1,7 раза. Ежегодно регистрируются случаи смерти детей от туберкулеза.

Особое значение в распространении туберкулезной инфекции приобретают такие слои населения как мигранты, беженцы, лица без определенного места жительства и лица, занятые в негосударственной сфере экономики, как потенциальные носители недиагностированных случаев туберкулеза, уклоняющиеся от профилактических осмотров, лечения и тем самым способствующие увеличению резервуара туберкулезной инфекции, заражению окружающих и, в первую очередь, детей и подростков.

К этим группам населения следует отнести и лиц, больных туберкулезом, освобождающихся из мест лишения свободы. При этом следует отметить, что один больной заразной формой туберкулеза в течение года способен заразить 30 - 40 человек.

Ухудшение эпидситуации по туберкулезу, в первую очередь, обусловлено социально-экономическими факторами. Кроме того, отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий серьезно нарушило сложившуюся систему противотуберкулезной помощи.

Под бременем финансовых проблем не представляется возможным заменить физически и морально устаревший парк флюорографической техники, срок эксплуатации которой более десяти лет. Длительные простои флюорографов, в основном из-за их ремонтов (в 1997 году - 1780 дней), являются одной из причин снижения объемов флюорографических осмотров населения области.

Из-за крайне недостаточного финансирования сложилась критическая ситуация с лекарственным обеспечением противотуберкулезных учреждений, что в свою очередь привело к снижению эффективности лечения больных туберкулезом.

Из-за недостатка передвижных и стационарных дезинфекционных камер значительно сократилось количество заключительных дезинфекций в очагах туберкулезной инфекции.

Имеющаяся коечная сеть противотуберкулезных учреждений, в основном маломощная с неудовлетворительной материально - технической базой. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения недостаточная и составляет 6,0 при нормативе 8,0.

На сегодняшний день в критическом состоянии материально - техническая база областного противотуберкулезного диспансера, являющегося головным учреждением по организации борьбы с туберкулезом в области, клинической базой кафедры туберкулеза Тюменской медицинской академии и оказывающего высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь больным туберкулезом различных локализаций, в том числе и хирургическую, больным из всех территорий области.

Из-за недостатка площадей (на одного больного - 3,5 м2 вместо необходимых 7,0 м2) мощность диспансера за последние годы уменьшена с 360-ти до 270-ти коек, что затрудняет госпитализацию больных туберкулезом, особенно в настоящее время в связи с прогрессивным ростом их количества.

В подобной ситуации находится Ишимский противотуберкулезный диспансер. По существу не имеет своего помещения Тобольский противотуберкулезный диспансер, стационар которого занимает один из этажей городской больницы.

Требует увеличения мощности и капитального ремонта Тюменский городской тубдиспансер, Заводоуковская областная туберкулезная больница, Ишимский детский костно-туберкулезный санаторий.

В условиях напряженности эпидемиологической ситуации по туберкулезу важным условием является своевременное бактериологическое обследование контингентов, состоящих на учете в противотуберкулезных учреждениях, а также применение этого метода повсеместно с целью выявления туберкулеза у поликлинических контингентов и нетранспортабельных лиц.

Однако в настоящее время в четырех территориях юга области нет возможности проводить эту работу из-за отсутствия посевных пунктов, бактериологических лабораторий. В семнадцати развернутых пунктах имеющееся оборудование морально и физически устарело и требует замены.

Угрожающий характер эпидемиологическая ситуация по туберкулезу принимает в учреждениях уголовно-исполнительной системы УВД области. Уровень заболеваемости осужденных в 64 раза, а смертность от него в 18 раз превышают аналогичные среднеобластные показатели.

С каждым годом снижается уровень диагностических мероприятий, эффективность лечения больных туберкулезом в УИН из-за крайне недостаточного финансирования для приобретения лечебно - диагностического оборудования, лекарственных препаратов.

При крайне низкой обеспеченности койками туберкулезного профиля в учреждениях УИН УВД сформировался перелимит по содержанию спецконтингентов, составляющий 89 %, что также способствует прогрессивному распространению туберкулезной инфекции среди контингентов. Осужденные с запущенными формами туберкулеза освобождаются досрочно, что пополняет резервуар инфекции и увеличивает его потенциальную опасность.

Угрозу дополнительного источника инфицирования и заболевания туберкулезом населения, и в первую очередь, детей и подростков создает значительная пораженность туберкулезом крупного рогатого скота в южных районах области. На 01.01.98 зарегистрировано 40 неблагополучных пунктов по туберкулезу крупного рогатого скота и ежегодно регистрируется 10 - 12 новых эпизоотических очагов. К наиболее неблагополучным по пораженности туберкулезом крупного рогатого скота относятся Ишимский, Казанский, Упоровский районы.

Реализация комплекса противотуберкулезных мероприятий по оздоровлению животноводческих хозяйств (своевременное выявление больных животных, сдача их на убой, восстановление поголовья, обеззараживание молока, обрата, проведение дезинфекции и санитарного ремонта животноводческих помещений, строительство и оборудование объектов ветеринарно-санитарного назначения) затруднена из-за отсутствия финансирования.

Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее разрешению, привлечения целевых средств из областного, городских бюджетов, что возможно осуществить только в рамках областной целевой Программы.

Раздел 2. Цели и задачи

Основной целью Программы является снижение темпов роста заболеваемости туберкулезом, стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу в области, снижение смертности от туберкулеза до 10,3 на 100 тыс. населения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений;

- совершенствование мероприятий по активному выявлению больных туберкулезом методом профилактических осмотров (не менее 60 % впервые заболевших);

- повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий;

- подготовка кадров противотуберкулезных учреждений и общей лечебной сети по вопросам диагностики туберкулеза;

- анализ и контроль за эпидемиологической ситуацией по туберкулезу и основными противотуберкулезным мероприятиям путем создания системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза;

- совершенствование лечебно-профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях исполнения наказаний УВД области;

- совершенствование профилактических противотуберкулезных мероприятий в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по туберкулезу.

Раздел 3. Перечень мероприятий и работ

Программные мероприятия содержат три раздела:

- мероприятия системы здравоохранения;

- мероприятия учреждений исполнения наказаний УВД Тюменской области;

- мероприятия ветеринарии государственной ветеринарной инспекции Администрации Тюменской области.

Мероприятия системы здравоохранения

1. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений юга области.

Для реализации данного направления в Программе предусматривается:

- строительство типовых, реконструкция, капитальные ремонты существующих противотуберкулезных учреждений, изыскание помещений и их реконструкция для размещения в них тубучреждений: областного противотуберкулезного диспансера, где оказывается высококвалифицированная специализированная медицинская помощь детям, подросткам и взрослым, больным туберкулезом органов дыхания, центральной нервной системы, лимфатических узлов, глаз, мочеполовой системы, в том числе и хирургическая, из всех территорий области, в том числе и проживающим в г. Тюмени; Заводоуковской областной противотуберкулезной больницы, предназначенной для лечения больных туберкулезом органов дыхания, костей, суставов и других локализаций из большинства южных районов области, а также и из территорий северных округов; Тюменского городского противотуберкулезного диспансера, обслуживающего 400000 населения; Ишимского городского противотуберкулезного диспансера для обеспечения возможности стационарного лечения на его базе больных, проживающих как в г. Ишиме (49700 взрослого населения), так и в прилегающих районах (Ишимском - 28500; Бердюжском - 11330; Казанском - 19100; Сорокинском - 9120); Тобольского городского противотуберкулезного диспансера, который мог бы оказывать стационарную медицинскую помощь не только больным г. Тобольска (87780 взрослого населения), но и пациентам из Тобольского (19710), Уватского (15660) и Вагайского (19900) районов, что в настоящее время чрезвычайно затруднено из-за финансовых проблем;

- перевод на финансирование из областного бюджета противотуберкулезного отделения Новотарманской участковой больницы Тюменского района, предназначенного для лечения больных туберкулезом легких, не имеющих родственников и жилья из разных территорий области;

- дооснащение противотуберкулезных учреждений медицинским оборудованием, в том числе флюорографами, для замены устаревших аппаратов, открытие новых флюорографических кабинетов;

- совершенствование системы подготовки врачебных кадров, средних медицинских работников противотуберкулезных учреждений, общей лечебной сети по вопросам туберкулеза.

2. Лечебно-профилактические мероприятия по туберкулезу.

По этому разделу Программы особое внимание уделяется:

- бесперебойному снабжению противотуберкулезных учреждений лекарственными препаратами в полном объеме и обеспечению их современной лечебно-диагностической аппаратурой;

- расширению объема и повышению качества обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, среди групп повышенного риска, специфическим профилактическим мероприятиям среди детей и подростков, повышению охвата населения флюорографическими осмотрами, для чего предусматривается обеспечение дезинфицирующими растворами, дезкамерами, вакциной БЦЖ и БЦЖ-М, туберкулином с 2 ТЕ, флюорографами.

3. Совершенствование системы анализа и контроля за эпидемиологической ситуацией по туберкулезу и основными противотуберкулезными мероприятиями, для чего предусматривается приобретение для противотуберкулезных учреждений компьютеров, приобретение и внедрение компьютерных программ.

Мероприятия учреждений исполнения

наказаний УВД Тюменской области

1. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений.

Предусматривается строительство, реконструкция, капитальные ремонты имеющихся помещений.

Дооснащение медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений.

2. Лечебно-профилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом. Для реализации этого направления предусматривается бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами, туберкулином, вакциной БЦЖ.

Мероприятия ветеринарии государственной ветеринарной

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»