Принципы, лежащие в основе политики развития трудовых ресурсов, кадрового потенциала, отражают отношение Администрации Тюменской области к регулированию процессов, формирующих трудовые ресурсы и кадровый потенциал, уровень жизни, здоровья, образования, культуру, благосостояние, численность и структуру населения в целом и его конкретных групп, направленных на улучшение демографической ситуации и развитие кадрового потенциала в регионе. Сочетание государственного и межведомственного механизмов регулирования в указанной сфере является основой для достижения оптимальных решений в ходе подготовки и успешной реализации концепции.
К основным принципам реализации программы относятся:
консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ, направленных на улучшение демографической ситуации;
многоуровневый подход к организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и
специфических потребностей населения различных районов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
государственная ответственность, эффективность, преемственность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти и управления, совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти;
равенство всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
предоставление равных возможностей самореализации гражданам во всех сферах деятельности;
социальная эффективность, социальное участие, социальное партнерство;
хорошо скоординированный межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
постоянно действующая информационно-пропагандистская система, направленная на формирование и развитие социально-адаптированной личности;
использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов.
Определение принципиальных направлений развития кадрового потенциала на 2003-2010 годы основывается на учете объективно действующих отраслевых и территориальных факторов, которые уже длительное время оказывают влияние и будут влиять в будущем на темпы, масштабы занятости и развитие кадрового потенциала. Однако успешная реализация мероприятий связана с активным инвестиционным процессом, с регулированием миграционного движения и естественного прироста, которые обусловят существенные сдвиги и количественных, и качественных параметров занятости и кадрового потенциала в перспективе.
Развитие трудовых ресурсов и кадрового потенциала должно опираться на схему развития и размещения производительных сил юга Тюменской области в перспективный период, ориентирующую на собственный ресурсный потенциал (природный, производительный, научно-технический, трудовой), внутренние источники накопления, которые при благоприятных условиях позволят в 2003-2010 годах закрепить стартовые условия экономического роста, достигнутые в предыдущие годы, продолжать реструктуризацию экономики.
Государственная поддержка улучшения демографической ситуации на территории Тюменской области через развитие трудового потенциала должна включать в себя:
- Обеспечение равных стартовых условий для получения профессионального образования.
- Обеспечение повышения уровня жизни населения.
Содействие системы адаптации населения к происходящим социально-экономическим переменам.
Разработка мер миграционной политики, направленной на более полное использование потенциала учебной и трудовой миграции для восполнения потерь, вызванных естественной убылью населения.
Несмотря на то, что улучшение демографической ситуации - проблема, требующая комплексного подхода, в рамках данной Программы не ставится задач дублирования программных мероприятий, либо замены действующих областных целевых программ. Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с генеральной целью Программы с учетом полномочий Комитета по труду, как Генерального заказчика - Координатора Программы, с учетом отраслевого и территориального аспекта развития кадрового потенциала.