Федеральные и региональные (областные) программы являются самостоятельным объектом управления.
Механизм управления программы включает в себя:
- обеспечение соответствующей законодательной, нормативной и методической документацией;
- создание органов управления программой и определения их функций;
- финансовое обеспечение;
- организация выполнения программных мероприятий;
- контроль за достижением программных показателей. Реализация программы предполагает:
- целевое управление процессом строительства, реконструкции объектов, управление научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими работами, обеспечение эксплуатационных мероприятий.
Основой такого управления является график распределения капитальных вложений в строительство и реконструкцию по районам и городам области и по годам строительства (реконструкции). Для составления такого графика, были выделены, на основании объективного анализа, объекты строительства первой очереди, второй и т.д. Произведено ранжирование объектов по степени важности, экономической эффективности и социальной значимости, (табл. 2.1,2.2, прил.2)
Конечный срок реализации программных мероприятий принят в двух вариантах: до 2005 года и до 2010 года.
Общее управление областной целевой программой осуществляет Администрация Тюменской области, (схема 1.3, прил.1)
Оперативное управление программой администрации области осуществляет генеральный заказчик "Дирекция по строительству заводов и полигонов по переработке бытовых и производственных отходов" комитета по строительству Администрации Тюменской области (в дальнейшем Дирекции).
Дирекция выполняет следующие функции:
- осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- согласовывает с головными исполнителями программы сроки выполнения, объемы и источники финансирования мероприятий;
- заключает договоры о намерениях между генеральным заказчиком и исполнительными органами, предприятиями,организациями о финансировании мероприятий из областного, местного бюджетов и внебюджетных источников;
- организует конкурсный отбор заявок на программу, их экспертизу, обеспечивает на конкурсной основе выбор и назначение исполнителей проектов (подрядчики и субподрядчики);
- организует контроль за осуществлением реализации программы;
- определяет и согласовывает с Госкомэкологии России, заинтересованными министерствами и ведомствами РФ формы и размеры государственной поддержки программы, в том числе при подготовке бюджетной заявки;
- создает и разрабатывает положение о Координационном совете, в состав которого должны входить представители академической, вузовской и отраслевой науки, ведущих предприятий области, представителей финансовых и экономических управлений областной и городских администраций.
Управление финансовыми потоками по реализации программы, осуществляет Уполномоченный банк, главными задачами которого являются:
- аккумулирование всех средств вне зависимости от источников поступления;
- регулирование привлеченными финансовыми средствами;
- контроль за использованием выделяемых инвестиционных ресурсов и обеспечением их возвратности на основе ответственности банка за результаты реализации таких вложений.
В случае задержек или невыполнения этапов инвестиционного проекта по бизнес-плану, Банк обращается с запросом в Дирекцию программы и Дирекция совместно с Банком принимает решение по данному вопросу.
Программа состоит из мероприятий. В проект программы включаются мероприятия по капитальному строительству, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Согласно методическим указаниям по разработке и реализации федеральных целевых программ, утвержденным Минэкономики России 13.03.97 г., по программным мероприятиям на конкурсной основе выбираются конкретные исполнители. В связи с этим, исполнителями могут быть заявлены природоохранные мероприятия и научно-технические проекты строго по тематике подпрограммы, входящих в состав программы.