Недействующий

Об областной целевой программе "Утилизация и переработка отходов"

3.1. Бытовые отходы


Основными материалами для анализа служил отчет Государственного комитета по охране окружающей среды Тюменской области за 1997 год, сводные формы данных государственной статистической отчетности 3-ЖКХ и 6-С за 1996 год; сводные отчеты районов по инвентаризации мест захоронения и хранения отходов за 1996 год; сводные отчеты районов об образовании, использовании и поставке отходов производства и потребления, вторичного сырья за 1995 год. Всего на территории южной зоны области в 1996 г. было образовано 4,515 млн. куб. м бытовых отходов, в том числе твердых - 2,028 млн. куб. м (табл. 1.3, приложение 1). Большая часть их (53 %) образуется в городах.

Преобладающими по объемам образования являются бытовые отходы, включающие в себя твердые (бытовой мусор: текстиль, пищевые отходы, макулатура, пластик, стекло, уличный смет, металлолом, обрубленные ветки деревьев, строительный мусор и др.) и жидкие (главным образом, канализационные стоки). Кроме того, в отдельных населенных пунктах жители размещают на свалках бытовых отходов и навоз от личного подворья. Не исключено попадание вместе с этими отходами токсичных веществ: ртути, средств бытовой химии, агрохимикатов и др.

В крупных населенных пунктах (города, районные центры) бытовые отходы вывозятся на санкционированные свалки транспортом управлений жилищно-коммунального хозяйства, в мелких - сваливаются жителями в несанкционированных местах на окраинах населенных пунктов или сжигаются.

Количество отходов, вывозимых средствами муниципального хозяйства ежегодно растет, в первую очередь это касается жидких отходов (рис. 1.3, приложение 1).

В Тюмени, где образуется основной объем бытовых отходов, вывозку осуществляет Спецавтохозяйство ГПО ЖКХ, действующее в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.97 N 155. На его балансе согласно госстатотчетности 3-ЖКХ на 01.01.97 находилось 69 автомашин, в том числе 56 мусоровозов, 10 ассенизационных машин, 3 бульдозера. Учет и контроль вывозимых отходов осуществляется на основании договоров на прием и захоронение отходов или талонов (с указанием вида и объема) на сдачу отходов на полигон (в случае вывозки собственным транспортом). Всего заключено 780 договоров. Кроме того, централизованную вывозку осуществляют МУП "Трасса" (пос. Мелиораторов), МУП ДЭУ Калининского района, АП "Дорожник", АП ДЭУ Центрального района, МП ЖЭКУ (пос. Антипино).

В Тобольске вывоз отходов осуществляет ДЭУ, имеющее 5 мусоровозов, 16 ассенизационных машин. Предприятие обслуживает 386 абонентов. Для осуществления функций в полном объеме требуется дополнительно 4 ассенизационных машины, 10 мусоровозов, трактор (на полигон отходов).

В Ишиме вывоз отходов осуществляет МП "Ишимское спецавтохозяйство", обслуживающее по графику 200 предприятий и учреждений. Кроме того, имеются спецмашины на предприятиях, вывозящих мусор самостоятельно.

В Ялуторовске на балансе спецавтохозяйства находятся 5 мусоровозов, 8 самосвалов, 10 ассенизационных машин.

В Заводоуковске спецавтохозяйство, обслуживающее 40 предприятий, имеет на балансе порядка 40 машин (мусоровозы и ассенизационные машины на базе ЗИЛ и КАМАЗ).

Вывоз отходов в наиболее крупных сельских населенных пунктах, как правило, производится муниципальными предприятиями жилищно - коммунального хозяйства, обслуживающими 5 - 15 абонентов и имеющими, в лучшем случае, мусоровоз, ассенизационную машину и трактор с прицепом или цистерной (для вывозки жидких отходов). Состояние техники в большинстве случаев неудовлетворительное.

Полигоны отходов и отдельные санкционированные свалки эксплуатируются с послойным уплотнением отходов и последующей засыпкой грунтом. Для этой цели используются тракторы с навесными бульдозерными ножами, бульдозеры, экскаваторы. Но зачастую на свалках бытовых отходов какие-либо работы по их захоронению вообще не проводятся либо проводятся нерегулярно, допускается сжигание отходов, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха.

Практически по каждому, даже санкционированному объекту, имеется целый ряд нарушений, вызывающих ухудшение экологической обстановки.

Одна из причин этого - несоответствие объемов образования отходов и мощности существующих свалок.

Наиболее остро стоит эта проблема в городах, в том числе в областном центре.

В настоящее время в Тюмени нет ни одного мусороперерабатывающего предприятия, кроме того, нет полигонов, полностью отвечающих экологическим требованиям.

Существующий полигон для твердых бытовых отходов по Московскому тракту согласно проекту закончил свой срок эксплуатации. Кроме того, полигон находится в третьей санитарно - защитной зоне курорта "Тараскуль", что делает недопустимым в дальнейшем его эксплуатацию.

Существующий полигон для складирования промышленных и бытовых отходов по Велижанскому тракту расположен в 12 км от города и 1,2 км от дачного кооператива, 20 км от ближайшего Велижанского месторождения подземных вод.

В настоящее время 2 карты, которые были устроены с глиняным замком, полностью выработаны. Вторая очередь: 3 и 4 карты не строятся. Наблюдательные скважины не функционируют.

Требования, изложенные в санитарных правилах "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов", запрещают строительство полигонов в радиусе 3 км от дачных кооперативов, жилых поселков.

По заключению гидрогеологов устройство полигона в данном районе возможно только при условии создания надежного противофильтрационного экрана. В настоящее время складирование отходов происходит в нарушение санитарно-экологических требований.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: необходима реконструкция существующих полигонов или строительство нового.