Для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него функций Комитет имеет право:
вносить предложения органам исполнительной власти по вопросам обеспечения единой государственной политики в области социально-трудовых вопросов;
изучать совместно с заинтересованными органами исполнительной власти администрации области, муниципальных образований работу предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории области, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
вносить предложения в соответствующие органы об отмене приказов, распоряжений руководителей предприятий и организаций по вопросам, отнесенным к компетентности Комитета, в случаях, когда указанные решения противоречат действующему законодательству;
получать, необходимую для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, информацию у сторон, подписавших договор или соглашение;
подготавливать предложения для рассмотрения в областной трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений;
участвовать в установленном порядке в выполнении работ в качестве трудовых арбитров, посредников, экспертов при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров;
проводить экспертизу условий труда и контроль за состоянием охраны труда на предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности и давать предложения об устранении выявленных нарушений;
при выявлении нарушений действующего законодательства, ущемляющих права работников на получение льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, выдавать администрации предприятий предложения об устранении этих нарушений;
Проводить проверку (в порядке контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений) предоставления высвобождаемым работникам государственных социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством и нормативными актами;
получать от территориальных органов статистики, органов исполнительной власти и управления, предусмотренные государственной статистической отчетностью материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
созывать конференции и совещания, организовывать выставки передового опыта по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
давать заключения по вопросам выдачи лицензий организациям на право оказания услуг и посреднической деятельности, связанной с профориентацией, переподготовкой и повышением квалификации, трудоустройства граждан и организованного перераспределения рабочей силы, на привлечение иностранной рабочей силы. Принимать меры по отзыву лицензии в случае нарушения этими организациями соответствующих законодательных актов и невыполнения договорных обязательств одной из сторон;
вносить в установленном порядке предложения об организации подготовки высших и средних профессиональных учебных заведениях области специалистов по тем или иным специальностям, необходимым для развития экономики региона;
выдавать разрешения учебным заведениям на право проведения обучения и проверки знаний руководителей и специалистов предприятий и организаций, органов местного самоуправления по охране труда;
получать от работодателей информацию о потребности в рабочей силе, о предполагаемых структурных изменениях и возможных высвобождениях работников;
выступать в качестве учредителя хозрасчетных информационно-методических центров, исследовательских лабораторий условий труда;
вносить в установленном порядке, предложения о закрытии организаций и их структурных подразделений, не обеспечивающих безопасность работающих.
Работники Комитета, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, являются экспертами по условиям труда и имеют право беспрепятственного при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для выполнения своей деятельности документацию.