Руководство деятельностью Департамента осуществляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Губернатором области по представлению курирующего заместителя Губернатора области в соответствии с действующим законодательством.
Директор Департамента:
осуществляет общее руководство деятельностью Департамента;
без доверенности действует от имени Департамента; представляет интересы Департамента в правоохранительных органах и судебных органах, органах местного самоуправления, во взаимодействии с общественными организациями, юридическими лицами и гражданами;
реализует полномочия по владению и пользованию имуществом, закрепленным за департаментом на праве оперативного управления, заключает договоры, выдает доверенности;
утверждает штатное расписание Департамента в пределах установленной численности работников и контрольного фонда заработной платы по должностным окладам, смету расходов на его содержание в пределах выделенных ассигнований;
имеет заместителей, одного из них первого. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей директора Департамента, а также начальников управлений в структуре Департамента (за исключением начальников территориальных управлений Департамента) производится Губернатором Тюменской области по представлению заместителя Губернатора Тюменской области, курирующего сферу социальной защиты населения. Распределение обязанностей между заместителями производится директором Департамента;
утверждает должностные инструкции работников Департамента, определяет функции структурных подразделений Департамента;
назначает и освобождает от должности работников Департамента;
в установленном порядке применяет меры поощрения и взыскания;
утверждает уставы подведомственных учреждений и положения территориальных управлений социальной защиты населения, согласовывая их в части управления имуществом с Департаментом имущественных отношений Тюменской области, вносит предложения по их реорганизации, ликвидации;
согласовывает штатное расписание, утверждает структуру, сметы расходов подведомственных учреждений в соответствии с действующим законодательством и в пределах выделенных Департаменту ассигнований на содержание учреждений;
согласовывает штатное расписание, утверждает структуру, сметы расходов территориальных управлений социальной защиты населения в пределах утвержденной Департаменту штатной численности и ассигнований на содержание органов управления;
назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных управлений социальной защиты населения, вносит Губернатору Тюменской области предложения о назначении и освобождении от должности руководителей подведомственных учреждений;
в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания и контролирует их исполнение;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Тюменской области проекты нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
ведет прием граждан, организует и контролирует работу с письмами и заявлениями;
осуществляет иные полномочия.
В период отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет первый заместитель.
Департамент осуществляет свою деятельность на основе сочетания единоначалия и коллегиальности, с этой целью в Департаменте образуется коллегия в составе директора Департамента, его заместителей и других работников аппарата Департамента, иных лиц по представлению директора Департамента.
Состав коллегии утверждается директором Департамента. Основной формой работы коллегии являются заседания. Решения коллегии оформляются протоколами и исполняются в соответствии с приказами директора Департамента.