Департамент для осуществления своих функций и выполнения задач имеет право:
5.1. Осуществлять взаимодействие с Министерством труда и социального развития РФ, структурными подразделениями администрации области, областной Думы, с округами, территориальными и муниципальными органами социальной защиты.
5.2. В пределах своей компетенции издавать приказы, указания, инструкции и др. нормативно-распорядительные документы на основе и во исполнение нормативных актов РФ и Тюменской области, осуществлять контроль за их исполнением.
5.3. Осуществлять контроль за правильным и единообразным применением законодательства по вопросам социальной защиты населения, проводить проверку деятельности подведомственных учреждений и служб, заслушивать отчеты о их деятельности, созывать совещания.
5.4 По поручению Губернатора утверждать уставы (положения) подведомственных учреждений и служб, согласовывая их в части управления имуществом с комитетом по управлению госимуществом, вносить предложения по их реорганизации, перепрофилированию, ликвидации, заключать и расторгать контракты с руководителями подведомственных учреждений и служб.
5.5. Осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества в подведомственных учреждениях, осуществлять комплексный экономический анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
5.6. Осуществлять самостоятельное планирование своей деятельности, разрабатывать прогнозы развития системы социальной защиты, прогнозы бюджетного финансирования.
5.7. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации области территориальных органов исполнительной власти, юридических лиц, подведомственных учреждений материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию департамента.
5.8. Вносить проекты нормативных актов по вопросам социальной защиты населения Губернатору области и в установленном порядке в областную
Думу, анализировать и давать заключения на проекты нормативно-правовых актов в части компетенции департамента.
5.9. Привлекать на договорной основе научные учреждения, высококвалифицированных специалистов к решению проблем, относящихся к ведению департамента.
5.10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе сочетания единоначалия и коллегиальности, с этой целью в департаменте образуется коллегия в составе директора департамента, его заместителей и других ответственных работников аппарата департамента и иных лиц по представлению директора.
Состав коллегии утверждается директором департамента. Основной формой работы коллегии являются - заседания. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами директора департамента.