ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2011 года N 6-01-33
Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования "Социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание населенных пунктов Рязанской области"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Главархитектуры Рязанской области от 28.02.2024 N 69-п, вступившего в силу на следующий день после официального опубликования (опубликован в "Рязанских ведомостях" - 01.03.2024).
____________________________________________________________________
<Изменения: Постановление Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области N 8-01-33 от 20.06.20111 г. нгр:RU62000201100417>
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Рязанской области от 21.09.2010 N 101-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Рязанской области", постановлением Правительства Рязанской области от 06.08.2008 N 153 "Об утверждении Положения о главном управлении архитектуры и градостроительства Рязанской области", распоряжением Правительства Рязанской области от 25.05.2009 N 205-р главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить региональные нормативы градостроительного проектирования "Социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание населенных пунктов Рязанской области" (РНГП 9.10-2010) согласно приложению.
Начальник В.И. Макаров
<Приложение в редакции Постановления Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области N 8-01-33 от 20.06.20111 г. нгр:RU62000201100417>
Приложение
к постановлению главного управления
архитектуры и градостроительства Рязанской области
от 17 мая 2011 г. N 6-01-33
(РНГП 9.10-2010)
1. Общие положения
1.1. Региональные нормативы градостроительного проектирования "Социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание населенных пунктов Рязанской области" - нормативный документ Рязанской области в сфере обустройства новых или реконструируемых населенных пунктов городских округов и поселений Рязанской области, а также прилегающих к ним межселенных территорий.
1.2. Региональные нормативы градостроительного проектирования Рязанской области (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области, регулирующими градостроительную деятельность.
1.3. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в части обеспечения населения объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее - объекты соцкультбыта) и доступности их для населения, включая инвалидов и маломобильные группы населения.
1.4. При разработке и утверждении муниципальными образованиями Рязанской области местных нормативов градостроительного проектирования не допускается устанавливать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже расчетных показателей, содержащихся в Нормативах.
1.5. Учет требований Нормативов обязателен при разработке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования и документации по планировке территорий в Рязанской области, а также разрабатываемых на их основе схем планировочной организации территории земельных участков.
1.6. Нормативы используются при принятии решений в области градостроительства и территориального планирования органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора за осуществлением градостроительной деятельности, правоохранительными органами Рязанской области, а также учитываются всеми субъектами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории Рязанской области, независимо от форм собственности.
1.7. Нормативы требуемого количества объектов соцкульбыта, а также общей площади резервируемых для их перспективного размещения земельных участков, рекомендуется использовать для осуществления региональной и муниципальной градостроительной политики путем:
- планирования оптимальной структуры объектов обслуживания населения;
- планирования создания в населенном пункте особо значимых градостроительных комплексов и площадей на основе наиболее крупных общественных зданий;
- оптимизации правил землепользования и застройки поселений с исключением из градостроительных регламентов видов разрешенного использования земельных участков, не обеспечивающих выполнение требований Нормативов;
- применения принципа "микрозонирования" - детальной разработки схемы градостроительного зонирования на небольшой фрагмент территории населенного пункта (в особой пешеходно-транспортной зоне, зоне общественного центра района, территории группы общественно значимых объектов и т.п.) с ограниченным перечнем (до 2-3х) видов разрешенного использования земельных участков.
1.8. При отмене действующих нормативных документов, на которые дается ссылка в Нормативах, следует руководствоваться нормами, которые введены взамен отмененных.
В Нормативах используются следующие основные понятия:
1) жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, 80 - 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения;
2) земельный участок объекта градостроительного нормирования - часть территории квартала или микрорайона, в границах которого размещается и (или) планируется к размещению объект градостроительного нормирования, площадь территории которого, как правило, не более 8 га. Земельный участок объекта градостроительного нормирования выделяется в границах квартала (микрорайона) в соответствии с планом межевания территории;
3) микрорайон (квартал) – структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м; границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;
4) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары);
5) улица - путь сообщения на территории населенного пункта, предназначенный преимущественно для общественного и индивидуального легкового транспорта, а также пешеходного движения, расположенный между кварталами застройки и ограниченный красными линиями улично-дорожной сети.
3.1. Объекты социально-культурного обслуживания населения следует размещать, как правило, по трехступенчатой или трехуровневой системе.
3.1.1. Достоинства ступенчатой системы обслуживания состоят в возможности системного подхода к организации культурного обслуживания, при простоте и четкости расчетов.
3.1.2. Ступени определяются частотой пользования населением различными видами услуг или частотой спроса. Различают учреждения:
1) повседневного пользования (иногда в их составе особо выделяют учреждения первичного обслуживания);
2) периодического (два-три раза в неделю) пользования;
3) эпизодического (два-три раза в месяц) пользования.
Учреждения повседневного пользования размещают в микрорайонах из расчета 5-7 минутной пешеходной доступности от наиболее удаленных жилых домов, что соответствует радиусу доступности - 500 м.
Учреждения периодического пользования располагают на обособленных участках жилых районов из расчета пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте (включая подход к остановке) не более 15 минут, что отвечает радиусу доступности - 1500 м.
Учреждения эпизодического пользования размещают на обособленных участках планировочных районов и в общегородском центре. При размещении таких учреждений следует исходить из 20-30-минутной транспортной доступности.
3.1.3. Некоторые виды обслуживающих объектов могут располагаться на всех ступенях, другие лишь на одной-двух, в зависимости от состава объектов и характера оказываемых ими услуг.
3.1.4 К учреждениям культуры и искусства повседневного обслуживания относятся клубные помещения в составе жилого микрорайона, т.е. клубы по интересам, читальные уголки, библиотеки-передвижки, детские комнаты и т. п.
3.1.5. К учреждениям периодического обслуживания относятся: клубы, библиотеки, кинотеатры, дома молодежи или школьников.
3.1.6. К учреждениям эпизодического обслуживания - дома культуры, специализированные и публичные библиотеки, театры, концертные залы, цирки, универсальные зрелищно-спортивные залы, специализированные объекты культуры для детей.
3.2. В современных рыночных условиях для градостроительного проектирования рекомендуется и другая трехуровневая система размещения объектов социально-культурного назначения: территориальная, коммуникативная и уникальная.
1) Территориальная система - охватывает объекты:
- повседневного пользования, размещаемые в радиусе пешеходной доступности до 500 м;
- учреждения периодического и эпизодического пользования (спортивные и музыкальные школы, поликлиники, библиотеки, дискотеки, клубы, бани и др.), размещаемые с транспортной доступностью, не превышающей 7-10 минут.
2) Коммуникативная система - включает специализированные поликлиники, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения культуры (кинотеатры, библиотеки, концертные залы, дворцы культуры), гостиницы.
Данная система формируется в виде центров обслуживания, сосредоточенных у транспортных узлов и входящих в общегородскую систему обслуживания. Каждый центр обслуживания рассчитывают по удельному весу пассажирооборота соответствующего транспортного узла в общем пассажирообороте планировочного района.
3) Уникальная система - предполагает размещение учреждений обслуживания в уникальных зонах - мемориальных, музейно-выставочных, спортивно-зрелищных и др.
3.3. Кроме указанных систем допускается использование и других обоснованных принципов построения сети обслуживания населения. Причем обоснования рекомендуется основывать на сравнении с достоинствами "классической" трехступенчатой системы обслуживания, предусматривая ее развитие и совершенствование в конкретных градостроительных условиях, с учетом платежеспособного спроса отдельных групп населения, которые могут пользоваться услугами учреждений коммерческого и некоммерческого типа.
3.4. При планировании развития территорий и реконструкции населенных пунктов Рязанской области в разрабатываемых документах территориального планирования и проектах планировки территории необходимо соблюдать нормативный уровень обеспечения населения объектами социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
3.5. Расчет сети учреждений и объектов соцкультбыта должен предусматривать оптимизацию системы социального и бытового обслуживания, а также учитывать количество мигрантов и населения, приезжающего в областной или районные центры, исходя из условий транспортной доступности не более 1 часа. В исторических поселениях следует учитывать показатели посещаемости конкретного населенного пункта туристами.
3.6. Расчет учреждений и предприятий социального и культурно-бытового обслуживания территорий населенных пунктов Рязанской области осуществляется как для населенного пункта в целом, так и для отдельных элементов планировочной структуры каждого населенного пункта, таких как жилой район, квартал (микрорайон), земельный участок объекта градостроительного нормирования.
3.7. Для укрупненного расчета сети объектов соцкультбыта при разработке проектов планировки элементов планировочной структуры населенного пункта (жилого района, микрорайона) следует использовать нормативные показатели, приведенные в соответствующих разделах Нормативов.
Для детального расчета сети объектов социально-бытового обслуживания следует дополнительно использовать статистические данные по удельной численности людей соответствующего возраста, а также маломобильных групп населения (включая инвалидов).
3.8. Расчет обеспеченности объектами социально-бытового обслуживания проектируемого земельного участка, занимающего часть территории квартала или микрорайона, выполняется только на основе расчетных показателей обеспечения объектами социально-бытового обслуживания, выполненных в составе проекта планировки квартала (жилого района, микрорайона), в границах которого размещается планируемый земельный участок, при этом размер территории квартала, микрорайона, жилого района должен составлять не менее 30 га.
3.9. Радиус пешеходной доступности объектов соцкультбыта, размещаемых на селитебной территории, следует принимать не более указанного в таблице N 3-1.
Учреждения и предприятия обслуживания населения | Радиус доступности, (м) |
Дошкольные учреждения | 300 |
Общеобразовательные учреждения | 500 |
Помещения и местные центры для физкультурно-оздоровительных занятий | 500 |
Амбулаторно-поликлинические учреждения | 1000 |
Аптеки III категории | 300 |
Раздаточные пункты молочной кухни | 300 |
Финансово-кредитные организации | 500 |
Предприятия торговли, питания и бытового обслуживания | 500 |
Примечания:
1. Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные дошкольные учреждения, на лицеи, гимназии, школы III ступени, а также на специализированные общеобразовательные учреждения. Радиусы обслуживания общеобразовательных учреждений в сельской местности допускается принимать по заданию на проектирование.
2. Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин. (с использованием автотранспорта).
3. Для зон усадебной застройки указанные нормы допускается увеличивать, но не более чем в два раза.
4. Доступность оказания универсальных услуг связи отражается в каждом документе территориального планирования муниципальных образований, с учетом конкретных градостроительных условий.
3.10. При градостроительном проектировании места дислокации подразделений пожарной охраны (пожарных депо) определяются из условия, что время прибытия первого подразделении к месту вызова на территориях городских поселений и городских округов не должно превышать - 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.