Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы

Структура населения по основным возрастным группам на начало 2010 года


Население

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Все население,
 чел.

1227910

1223738

1208169

1194753

1182011

1172325

1164530

1157740

1151439

в том числе:

в возрасте
 моложе
 трудоспособного

193871

191814

182035

173931

167051

161545

158790

158165

158884

трудоспособном

711120

711612

713234

711734

709248

705698

700096

693833

684385

старше
 трудоспособного

322749

320312

312900

309088

305712

305082

305644

305742

308170

из них в
 возрасте 65 лет
 и старше

210752

210689

213584

216168

216949

218286

213025

204278

196399

Доля населения
 в возрасте 65
 лет и старше в
 общей
 численности
 населения

17,2

17,2

17,7

18,1

18,4

18,6

18,3

17,6

17,1

На начало 2010 года большинство пенсионеров в возрастном отношении проживало в городских поселениях. Численность горожан в возрасте старше трудоспособного в 1,8 раза превышает численность сельских жителей (199286 и 108884 человек соответственно).

Численность лиц пенсионного возраста в г. Рязани составляет 24,3% от общей численности жителей областного центра. Наибольший удельный вес граждан старше трудоспособного возраста зарегистрирован в Спасском (34,7% от всего населения), Пителинском (34,1%), Шацком (34,0%) районах, наименьший - в г. Касимове (22,9%) и Пронском районе (24,8%). При этом необходимо отметить, что лишь в 10 из 29 муниципальных образований доля населения старше трудоспособного возраста не превышает среднеобластной показатель.

Доля лиц пенсионного возраста на начало 2010 года в Рязанской области выше, чем в среднем по России и по Центральному федеральному округу, соответственно на 5,2 и 2,3 процентного пункта.

Все это позволяет говорить о населении Рязанской области как о самом демографически "старом" в Центральном федеральном округе. Аналогичные показатели по России в целом и по Центральному федеральному округу составляют соответственно 12,9% и 15,0%.

Период до 2031 года будет характеризоваться вступлением в пенсионный возраст относительно многочисленных поколений людей, родившихся в послевоенные годы, что приведет к дальнейшему старению населения и росту доли лиц пожилого возраста. Ее значение на протяжении прогнозного периода предполагается на уровне 27,1 - 33,7% общей численности населения. К началу 2031 года каждый третий житель Рязанской области (примерно каждый пятый мужчина и каждая третья женщина) будет пенсионером в возрастном отношении. К концу прогнозного периода разница долей пенсионеров в численности городского и сельского населения постепенно сократится до 1,1 процентного пункта.

В Рязанской области в 2009 году ожидаемая продолжительность жизни у мужчин впервые "перешагнула" порог пенсионного возраста и составила 60,9 года. Для женщин и всего населения продолжительность жизни составила 74,9 года и 67,7 года соответственно.

Средняя продолжительность жизни в 2009 году составила:

в сельской местности - 64,9 года, для мужчин - 58,2 года, для женщин - 73,2 года (в 2002 году соответственно - 61,5 года; 54,6 года, 70,8 года);

в городских поселениях - 68,7 года, для мужчин - 62,0 года, для женщин - 75,5 года (в 2002 году соответственно - 65,1 года; 58,2 года; 72,3 года).

Все это позволяет говорить о том, что проблема низкой ожидаемой продолжительности жизни не теряет пока своей актуальности, что в свою очередь приводит к росту численности одиноких пожилых людей.

По уровню среднего размера пенсии Рязанская область занимает 12 место в Центральном федеральном округе. Средний размер пенсии в Рязанской области ниже, чем в целом по России на 329,71 руб. и на 285,98 руб. ниже, чем в Центральном федеральном округе.

С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное. Люди старшего возраста считают, что уровень их жизни заметно снизился. По данным единовременного выборочного обследования бюджетов домашнего хозяйства за II квартал 2010 года, доля пожилых людей, находящихся за чертой бедности (мужчины 60 лет и старше), составляет 30,2% и женщины 55 лет и старше - 34,0% обследуемого населения.

Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. В условиях рынка приобретение благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионера, определяемого уровня его доходов и цен на потребительские товары и услуги.

На уровень жизни пенсионеров влияет их занятость в экономике. По данным выборочного обследования по проблемам занятости, среди занятых в экономике доля лиц пенсионного возраста составляет 7,8%.

Приведенные цифры свидетельствуют о достаточно высокой активности людей пенсионного возраста. Но их жизненный опыт, профессиональные качества зачастую остаются невостребованными обществом. Несомненно, забота о людях этого возраста должна быть приоритетной задачей государства.

Среди областей Центрального федерального округа по обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом Рязанская область находится на 4 месте. На 10000 населения приходится 56 врачей и 116 человек среднего медицинского персонала. Что позволяет говорить о высоком уровне обеспеченности медицинским персоналом всех уровней по сравнению с соседними областями.

Обслуживание в социально-медицинских учреждениях включает все меры по созданию для людей пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности: реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Физическое здоровье самым непосредственным образом связано со способностью пожилых людей участвовать в жизни общества. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи.

В сельской местности уровень материального достатка и качества жизни ниже, меньше возможности использовать современные достижения санитарии и гигиены, меньше развита инфраструктура: медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство. Многие сельские жители не могут получить экстренную медицинскую помощь в связи с разбросанностью сельских населенных пунктов, отсутствием в них лечебных учреждений и автомобильных дорог с твердым покрытием. Кроме того, доля лиц старше трудоспособного возраста на селе больше, чем в городских поселениях.

Последствия старения населения многообразны и охватывают как экономические, так и социальные аспекты: повышение расходов общества на поддержку пожилого населения, изменения условий жизни и структуры семьи, а также отношений между поколениями. Возрастает потребность в государственных социальных программах, включающих оказание профилактических услуг лицам предпенсионного возраста и геронтологической помощи.

В условиях экономической нестабильности, обострения социальных проблем еще более усугубляется социальная незащищенность граждан пожилого возраста. Пожилые люди являются одним из наиболее уязвимых социально-демографических слоев населения, поэтому на первый план выдвигается целесообразность координации деятельности всех отраслей социального блока в интересах людей старшего возраста.

Крупный массив демографических, социальных, экономических и медицинских задач по формированию благоприятных условий жизнедеятельности пожилого населения можно решить лишь на основе системного подхода, базирующегося на триединстве таких принципов, как "личная ответственность", "взаимоподдержка" и "социальная справедливость". Данные установки призваны стать мощным рычагом активизации человеческого потенциала пожилых людей и оказывать положительное воздействие на их образ жизни.

Все вышеизложенное определяет необходимость разработки и принятия данной Программы.