Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Рязанской области на 2013-1015 годы"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду. Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:

- изменившаяся структура потребления, обусловленная увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;

- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами.

В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) на территории Рязанской области ежегодно образуется более 1 млн. тонн бытовых и промышленных отходов.

Динамика образования отходов на территории Рязанской области в 2006 - 2010 годы приведена в таблице.

Образование, использование и
 обезвреживание отходов
 производства и потребления

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Образование отходов, тыс. тонн

1224,811

1066,7

1000,4

1101,6

1007,5

Использование отходов, тыс. тонн

462,717

316,6

259,2

419,3

561,7

Обезвреживание отходов, тыс.
 тонн

0,6

0,1

0,3

5,4

2,6

Отсутствие видимой положительной динамики роста образования отходов на территории Рязанской области в 2005 - 2010 гг. объясняется частично тем, что все большее количество бытовых отходов вывозится на неорганизованные свалки, в лесные массивы вследствие отсутствия необходимого количества санкционированных мест для размещения отходов и низкого охвата населения организованными системами сбора и вывоза мусора.

Существующая в Рязанской области система обезвреживания твердых бытовых отходов основана на захоронении подавляющего большинства отходов на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках.

По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Рязанской области эксплуатируется 1 санкционированная свалка промышленных отходов, 4 полигона твердых бытовых отходов, а также 35 санкционированных свалок твердых бытовых отходов, охватывающих все районы области.

Наибольшее количество промышленных отходов в Рязанской области образуется организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности и др.).

Для переработки отходов в городе Рязани используется потенциал уже имеющихся предприятий. На территории города порядка 16 предприятий различных форм собственности, относящихся в основном к предприятиям малого и среднего бизнеса, специализируются на вторичном использовании и переработке следующих отходов: картона и бумаги, отработанных масел различных видов, отработавших аккумуляторов, лома черных и цветных металлов, боя стекла, отходов полиэтилена, полипропилена и ртутьсодержащих отходов.

В то же время, промышленная переработка отдельных видов отходов, таких, как строительные, нефтесодержащие отходы и особенно грунт, осадки при механической и биологической очистках, не решена.

Промышленные отходы II - IV классов опасности, образующиеся на предприятиях города Рязани и Рязанской области, размещаются на санкционированной свалке промышленных отходов города Рязани МУП "Эколозащита", расположенной в пределах городского округа в нарушение природоохранных норм и правил. Свалка эксплуатируется с 1991 года. Расчетная вместимость данного объекта по состоянию на 2010 год составляла 4 года для отходов III класса опасности.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" необходимо выделить земельный участок за пределами города Рязани для строительства современного полигона промышленных отходов и производств по их переработке и обезвреживанию.

Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Рязанской области являются организации и промышленные предприятия, население Рязанской области и объекты инфраструктуры.

В среднем по Рязанской области на городского жителя образуется 400 - 550 кг/год твердых бытовых отходов. В среднем по Рязанской области на сельского жителя образуется 200 - 250 кг/год твердых бытовых отходов, однако из-за притока отдыхающих в летнее время численность населения значительно возрастает.

В городе Рязани для решения вопроса сортировки отходов и извлечения вторичных ресурсов в 2007 году введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс "Рязанский Скарабей" мощностью 100 тыс. тонн/год. Утилизируемая часть отходов (макулатура, лом черных и цветных металлов, полиэтилен, стекло - 10 - 15% всех отходов) используется в качестве вторичного сырья, неутилизируемая (85 - 90%) поступает для захоронения на свалку твердых бытовых отходов г. Рязани, которая действует с 1957 года.

Существующая система обращения с твердыми бытовыми отходами на территории населенных пунктов включает в себя сбор, транспортировку, захоронение и переработку отходов, проблемы функционирования которых заключаются в следующем:

- необеспеченность контейнерами различного объема для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормативными требованиями, отсутствие в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок, изношенность парка спецтехники, отсутствие сети пунктов по сбору вторсырья, нерешенность вопроса вывоза отходов от частного жилого сектора;

- ограниченное количество специализированного транспорта, увеличение затрат на транспортировку;

- недостаточное количество отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов, отсутствие налаженной системы мониторинга и контроля на объектах размещения отходов, наличие несанкционированных свалок и отсутствие средств на их ликвидацию;

- недостаточное развитие системы предприятий по переработке твердых бытовых отходов.

Слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах является основным методом утилизации отходов. Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.