Годы наблюдения | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Показатель реабилитации (%) | 2,1 | 2,3 | 2,6 | 3,8 |
Несмотря на положительную динамику, показатель реабилитации остается на низком уровне.
Все вышесказанное говорит о низком уровне проводимых реабилитационных мероприятий и их недостаточной эффективности.
Проблемы снижения первичной инвалидности и реабилитации становятся все более актуальными и требуют разработки и проведения мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, основанной на внутри- и межведомственном взаимодействии.
В настоящее время социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в следующих основных формах:
- предоставление мер социальной поддержки (социальные выплаты, пособия, субсидии, компенсации и др.);
- проведение мероприятий по социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов, сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной проблемой в области реабилитации инвалидов является низкий охват социально-реабилитационными мероприятиями, что требует принципа работы социальных служб: переход от заявительного принципа к принципу активного выявления детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, и учета их конкретных потребностей.
Реабилитацией детей с ограниченными возможностями занимаются государственные учреждения социального обслуживания, учреждения системы здравоохранения, образования, культуры и спорта. Однако, данные учреждения, оказывающие реабилитационные услуги инвалидам Рязанской области, нуждаются в укреплении материально-технической базы, оснащении специальным реабилитационным и развивающим оборудованием, отвечающим современным требованиям.
В целях повышения эффективности реабилитационных мероприятий необходимо продолжать внедрение в практику работы реабилитационных учреждений (отделений) инновационных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов, в том числе методик ранней помощи, программ патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Рязанской области отсутствуют специализированные учреждения по реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также квалифицированные кадры, имеющие опыт работы по социальной реабилитации.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, требуют особой государственной поддержки. Перед родителями ребенка-инвалида встает дилемма: воспитывать его в семье или определить в специализированное детское учреждение.
Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семьях, часть из них находится в специализированных детских учреждениях.
Развитие комплексных социально-медико-психологических услуг и обеспечение их доступности для семей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, позволит создать систему ранней помощи для данной категории семей.
Остаются актуальными такие проблемы, как профессиональная адаптация и трудоустройство детей-инвалидов, обучение (переобучение) и трудоустройство родителей детей-инвалидов.
Проживающие на территории Рязанской области лица с ограниченными возможностями здоровья и, прежде всего, дети-инвалиды, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, нуждаются в предоставлении им дополнительных мер социальной поддержки для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями во многом зависит от их успешной социальной мобильности посредством образования и занятости.
Полноценная социальная адаптация и интеграция детей-инвалидов возможна при условии включения их в образовательный процесс. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, не зависимому от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья (наличия инвалидности).
В системе образования Рязанской области реализацию права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают 13 областных (коррекционных) учреждений: для детей с проблемами слуха, для детей с нарушениями зрения, для умственно-отсталых детей, для детей с задержкой речевого развития, в которых обучается и воспитывается 921 ребенок-инвалид.
В общеобразовательных учреждениях Рязанской области обучаются по индивидуальным программам на дому 153 ребенка-инвалида.
Несмотря на положительные тенденции, сформировавшиеся в работе образовательных учреждений, имеются проблемы, сдерживающие их дальнейшее развитие, а именно, отсутствие специализированного транспорта, соответствующего современным требованиям безопасности при осуществлении перевозок детей-инвалидов.
Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является развитие новых моделей содержания образования и его организации.
Одна из серьезных проблем инвалидов и, прежде всего, детей-инвалидов, заключается в нарушении их связей с миром, ограничении мобильности, бедности социальных контактов, недоступности ряда культурных ценностей.
Поэтому следует активизировать внедрение новых форм и методов социального обслуживания, развивать культурно-досуговую работу с данной категорией инвалидов. Необходимо создать возможности для самовыражения детей-инвалидов путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу.
Настоящая Программа разработана в целях формирования наиболее приоритетных направлений социальной политики Правительства Рязанской области при создании комплексной системы реабилитации детей-инвалидов.
Программа обеспечит единство федеральной и государственной социальной политики в отношении данной категории населения.