Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2011 года N 304

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012-2014 годах"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________

<Изменения:

постановление Правительства Рязанской области от 21.12.2011 г. N 428; нгр:RU62000201101048;

постановление Правительства Рязанской области от 23.04.2012 г. N 109; нгр:RU62000201200220;

постановление Правительства Рязанской области от 19.09.2012 г N 257.; нгр:RU62000201200578;

постановление Правительства Рязанской области от 05.12.2012 г N 358.; нгр:RU62000201200821;

постановление Правительства Рязанской области от 22.05.2013 г N 126.; нгр:RU62000201300273;

постановление Правительства Рязанской области от 07.08.2013 г N 220; нгр:RU62000201300412;

постановление Правительства Рязанской области от 02.10.2013 г N 290; нгр:RU62000201300553>

В целях улучшения инвестиционного климата региона Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области О.Е. Булекова.

<Пункт в редакции: постановление Правительства Рязанской области от 07.08.2013 г N 220; нгр:RU62000201300412>

Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев

<Приложение в редакции постановления Правительства Рязанской области от 23.04.2012 г. N 109; нгр:RU62000201200220; постановления Правительства Рязанской области от 22.05.2013 г N 126.; нгр:RU62000201300273; постановления Правительства Рязанской области от 02.10.2013 г N 290; нгр:RU62000201300553>

Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 28 сентября 2011 г. N 304

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2014 ГОДАХ"

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы


Наименование
 Программы

Долгосрочная целевая программа "Повышение  инвестиционного
 потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах" (далее -
 Программа)

Заказчик
 Программы

Министерство экономического развития и торговли  Рязанской
 области

Разработчик
 Программы

Министерство экономического развития и торговли  Рязанской
 области

Основание  для
 разработки
 Программы

Перечень  поручений  Президента  Российской  Федерации  (N
 Пр-3534 от 06.12.2010) по реализации  Послания  Президента
 Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  Российской
 Федерации от 30.11.2010, поручение  Губернатора  Рязанской
 области от 13.12.2010

Исполнители
 Программы

Министерство экономического развития и торговли  Рязанской
 области, центральные исполнительные органы государственной
 власти Рязанской области (далее - ЦИОГВ), органы  местного
 самоуправления муниципальных образований Рязанской области
 (по согласованию)

Цели и  задачи
 Программы

Цель  Программы  -  улучшение  инвестиционного  климата
 Рязанской области. Задачи Программы:
 -  формирование  благоприятной  для  инвестиционной
 деятельности административной среды;

 -  обеспечение  инфраструктурой  земельных  участков,
 предназначенных для реализации инвестиционных проектов;

 -  финансовая  поддержка  и  налоговое  стимулирование
 инвестиционной деятельности;

 - содействие в обеспечении кадрами создаваемых инвесторами
 производств;

 - содействие в стимулировании спроса на конечную продукцию
 создаваемых инвестором производств;

 -  повышение  уровня  инвестиционной  привлекательности  и
 имиджа Рязанской области;

 -  активизация  работы  и  повышение  эффективности
 взаимодействия с  муниципальными  образованиями  Рязанской
 области по вопросам инвестиционной деятельности

Целевые
 индикаторы  и
 показатели

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
 - увеличение  объема  инвестиций  в  основной  капитал  до
 89147,6 млн. руб. к концу 2014 года;

 - рост объема инвестиций в основной капитал в 1,8 раза

Сроки
 реализации
 Программы

2012 - 2014 годы

Перечень
 основных
 мероприятий

Программа включает в себя следующие основные мероприятия:
 -  обеспечение  оперативной  связи  и  эффективного
 взаимодействия  инвесторов  с  Правительством  Рязанской
 области;

 - участие в международных и межрегиональных инвестиционных
 форумах, семинарах, "круглых столах", конференциях;

 -  содействие  инициаторам  инвестиционных  проектов  в
 переговорах  с  профильными  ЦИОГВ,  предприятиями
 обеспечивающей инфраструктуры и другими  организациями  по
 вопросам технологического присоединения, выделения лимитов
 потребления, в подготовке технических условий для объектов
 инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов;

 - информационно-консультативная  поддержка  инвесторов  на
 всех этапах реализации инвестиционного проекта;

 -  финансирование  инвестиционных  проектов,  имеющих
 региональное и межрегиональное  значение,  реализуемых  на
 территории Рязанской области за  счет  средств  областного
 бюджета в соответствии  с  Бюджетным  кодексом  Российской
 Федерации
;

 -  предоставление  субсидий  муниципальным  образованиям
 Рязанской  области  для  обеспечения  инфраструктурой
 земельных участков;

 -  взаимодействие  с  инвестиционными,  венчурными,
 пенсионными, страховыми и паевыми фондами  для  реализации
 инвестиционных проектов;

 - взаимодействие с российскими  и  зарубежными  банками  с
 целью  развития  долгосрочного  кредитования  крупных
 инвестиционных проектов;

 -  взаимодействие  с  российскими  и  международными
 институтами  развития  с  целью  реализации  проектов  на
 принципах государственно-частного партнерства;

 -  привлечение  федеральных  инвестиционных  ресурсов  в
 экономику Рязанской области;

 -  внесение  изменений  в  действующее  региональное
 инвестиционное законодательство;

 -  организация  профессионального  ориентирования  и
 совершенствования  образовательного  комплекса  Рязанской
 области  с  целью  своевременного  изменения  состава  и
 численности  выпускаемых  специалистов  соответствующих
 специальностей и квалификации в зависимости от потребности
 инвесторов;

 - создание современных центров профессиональной подготовки
 и переподготовки рабочих  специальностей,  ориентированных
 на реальные потребности инвесторов;

 - содействие  производителям  пищевых  продуктов,  включая
 напитки, в переговорах  с  розничными  сетями  и  оптовыми
 орга низациями для замещения импортной продукции;

 -  организация  совместных  переговоров  заинтересованных
 предприятий  с  потенциальными  покупателями  продукции,
 включая зарубежных;

 -  содействие  в  участии  заинтересованных  организаций
 региона  в  специализированных  ярмарках  и  выставках,
 проводимых на территории региона и за его пределами;

 - организация и проведение презентаций  инвестиционного  и
 экономического  потенциала  Рязанской  области  в
 дипломатических и торговых представительствах  иностранных
 государств в России и российских - за рубежом, а  также  в
 федеральных органах власти, общероссийских общественных  и
 других организациях;

 -  выпуск  печатной  продукции  по  инвестиционной
 деятельности;

 - установление кредитных рейтингов  Рязанской  области  по
 международной и национальной шкале;

 -  разработка  методических  рекомендаций  по  улучшению
 инвестиционного  климата  в  муниципальных  образованиях
 Рязанской области;

 -  оказание  консультационной  и  методической  помощи
 муниципальным образованиям Рязанской области  по  созданию
 интерактивной  инвестиционной  карты  муниципальных
 образований

Объемы  и
 источники
 финансирования

Общий объем  средств  областного  бюджета,  выделяемых  на
 реализацию мероприятий Программы,  составит  180486
  тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 15178 тыс. руб.;

 2013 год - 62654 тыс. руб.;

 2014 год - 102654 тыс. руб.

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы  и
 показатели
 социально-
 экономической
 эффективности

Реализация Программы позволит в 2012 - 2014 годах:
 - увеличить объем инвестиций  в  основной  капитал  в  1,8
 раза;

 - создать около  1000  новых  рабочих  мест  в  результате
 реализации инвестиционных проектов;

 - увеличить налоговые поступления в областной бюджет;

 - увеличить  размер  среднемесячной  заработной  платы  на
 территории Рязанской области;

 - снизить административные барьеры;

 -  привлечь  на  территорию  региона  дополнительное
 финансирование;

 -  совершенствовать  систему  управления  инвестиционной
 деятельности;

 -  подготовить  и  переподготовить  кадры  для  реализации
 инвестиционных проектов;

 -  стимулировать  спрос  на  продукцию  отечественного
 производства;

 - создать благоприятные условия для привлечения инвестиций
 в экономику региона;

 -  повысить  инвестиционную  привлекательность  и  имидж
 Рязанской области;

 - повысить уровень востребованности трудовых  ресурсов  за
 счет оптимизации образовательного процесса;

 -  создать  инфраструктуру,  необходимую  для  реализации
 инвестиционных проектов

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации экономики региона. Поэтому создание комфортных условий для инвестора, повышение инвестиционной привлекательности региона рассматривается как приоритетное направление деятельности для Правительства Рязанской области.

Отличительные особенности Рязанской области - выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций и связи, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, большой промышленный и научный потенциал и стабильная общественно-политическая ситуация - позволяют рассчитывать на особую заинтересованность регионом со стороны крупных частных инвесторов (в том числе и иностранных).

Подтверждением тому служит тот факт, что сегодня в Рязанской области осуществляют хозяйственную деятельность такие крупные российские и зарубежные компании, как "Евроцемент", "Гардиан Индастриз Корпорейтед", "Аутомотив Лайтинг", группа компаний "Технониколь", торговые сети "Метро Кэш энд Кэрри", "Зельгрос Кэш энд Кэрри", "Гиперглобус" и другие.

Промышленный комплекс Рязанской области - один из основных составляющих экономического потенциала региона. По итогам 2009 года в формировании валового регионального продукта Рязанской области около 25% составляла валовая добавленная стоимость обрабатывающих производств. Однако, в соседних областях, таких, как Калужская, Владимирская и Тульская, данный показатель выше и составлял 29,8%, 33,4%, и 33% соответственно. В 2010 году в отраслевой структуре обрабатывающего производства в Рязанской области значительные доли составляли нефтепереработка (21,5%), пищевая промышленность (17,8%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (16,4%).

По итогам 2010 года снижение объемов производства отмечено:

- в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака;

- в обработке древесины и производстве изделий из дерева;

- на предприятиях по виду деятельности "прочие производства".

Анализируя экономический потенциал Рязанской области, особое внимание следует уделить модернизации обрабатывающего производства, так как их роль в экономической стабильности региона очень велика.

Вместе с тем, в инвестиционной сфере существует ряд проблем, которые препятствуют заметному увеличению притока инвестиций в Рязанскую область.

Объем инвестиций в основной капитал в 2010 году в Рязанской области составлял 36644,2 млн. руб., что ниже соответствующего периода 2009 года на 9,2%.

В структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по видам основных фондов наибольший объем приходился на машины, оборудование, транспортные средства (53,5%), здания (кроме жилых) и сооружения (41,6%).

Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являлись собственные средства (51,8%), за счет привлеченных средств формировалось 48,2% инвестиций в основной капитал.

В 2010 году 38,4% объема инвестиций было использовано крупными и средними организациями, основным видом деятельности которых являются обрабатывающие производства (в том числе 17,3% - производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, 8,2% - производство прочих неметаллических минеральных продуктов, 5,5% - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, 5,3% - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования), 13,7% - транспорт и связь, 9,6% - сельское хозяйство, 8,9% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 8,8% - здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Учитывая исследования рейтингового агентства "Эксперт РА", можно сделать вывод, что Рязанская область имеет средний уровень развития инвестиционного процесса и средний уровень качества жизни населения. Это обуславливает возможность применения следующих инвестиционных стратегий: стратегии вертикальной интеграции и стратегии привлечения инвестиций. Механизм реализации этих стратегий предполагает проведение следующих мероприятий:

создание кластеров, кроме туристско-рекреационных;

снижение административных барьеров;

улучшение инвестиционной инфраструктуры;

повышение уровня менеджмента на предприятиях;

стимулирование развития малого и среднего бизнеса, венчурного предпринимательства;

развитие сервисного сектора;

сокращение инвестиционных рисков;

развитие инфраструктуры поддержки инвестора;

выявление инвестиционных площадок;

повышение потребительского потенциала населения.

Необходимо сформировать инвестиционно-привлекательный имидж региона и благоприятную административную среду. Для этого нужно организовать эффективное взаимодействие инвестора с центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области, профильными предприятиями обеспечивающей инфраструктуры и другими организациями. Необходимо проводить презентации территории с использованием различных раздаточных материалов и презентаций на ярмарках, конференциях и в сети Интернет.

Для подготовки условий к приходу масштабных инвестиций на территорию Рязанской области максимальные усилия должны быть направлены на формирование инвестиционной инфраструктуры. В связи с чем необходимо сформировать в Рязанской области современный механизм инновационно-инвестиционного развития экономики. В его основу должен быть положен лучший зарубежный и отечественный опыт привлечения инвестиций. В связи с этим, приоритетным направлением работы по увеличению промышленного и инвестиционного потенциала региона является реализация проектов создания технопарков на территории Рязанской области.

Первоначальные шаги в этом направлении уже делаются. Так, в ноябре 2010 года было заключено соглашение со швейцарской компанией "ДЕГА АГ" о совместной реализации проекта создания технопарка в Рыбновском районе. Решаются вопросы обеспечения объекта необходимой инфраструктурой.

Совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации проводится работа по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области.

В Рязанской области действует нормативная правовая база, предусматривающая широкий спектр поддержки инвестиционной деятельности, в том числе: льготное налогообложение, льгота по арендным платежам, предоставление субсидий, государственных гарантий Рязанской области. В целях развития инвестиционной деятельности в Рязанской области в 2009 году были приняты нормативные правовые акты:

Закон Рязанской области от 06.04.2009 N 33-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области";

распоряжение Правительства Рязанской области от 07.08.2009 N 333-р "О создании Совета по инвестициям Рязанской области".

Кроме того, принят Закон Рязанской области от 06.12.2010 N 145-ОЗ "О внесении изменений в Закон Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", в соответствии с которым будет оказываться существенная поддержка предприятиям, инвестирующим средства на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий. В приоритетном порядке будут поддерживаться те предприятия, которые будут использовать инновационные технологии. Поправки в законодательство направлены на стимулирование внедрения инновационных проектов, ориентированных на закрепление предприятий в перспективных нишах мировых рынков.

Однако, постоянно меняющиеся условия развития экономики Рязанской области требуют соответствия инвестиционного законодательства современным экономическим реалиям. Поэтому совершенствование нормативного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе остается одной из ключевых задач.

Немаловажным моментом привлечения инвестиций в регион является обеспечение создаваемых инвесторами производств квалифицированными кадрами, причем не только инженерно-техническими сотрудниками, но и работниками рабочих специальностей.

Для решения этой задачи необходимо проводить работу по изменению системы профессионального образования, переориентации ее на подготовку востребованных технических специалистов под заказ. В частности, по заявкам компаний, создающих новые производства на территории Рязанской области, можно проводить целевую подготовку специалистов на основе соглашений между Правительством Рязанской области и необходимыми учебными заведениями с последующим трудоустройством выпускников в этих компаниях.

Однако, одного этого недостаточно, нужны не только людские ресурсы, но и поставщики, а впоследствии и потребители продукции. В этих целях необходимо проводить комплекс мер, направленных на развитие кооперации, желательно с участием региональных поставщиков, и стимулирование сбыта производимой продукции. Это мероприятия по содействию производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с местными оптовыми и розничными торговыми сетями, в организации совместных переговоров с потенциальными покупателями продукции, включая зарубежных, в участии заинтересованных предприятий в специализированных выставках, проводимых на территории региона и за его пределами.

Еще одной проблемой является недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Рязанской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации.

Так, по результатам последнего исследования инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт РА", по итогам 2008 - 2009 гг. Рязанская область занимала 30 место по инвестиционному риску регионов и 51 место по инвестиционному потенциалу. По итогам 2009 - 2010 гг. эти показатели несколько улучшились (на 18 и 4 позиции соответственно) и составили 12 и 47 место соответственно. Однако остается высокий уровень управленческого (60 место), криминального (56) и экономического (53) риска. Инвестиционный рейтинг Рязанской области за 2009 - 2010 гг. остался на том же уровне и характеризовался как "пониженный потенциал - умеренный риск".

В декабре 2010 года Фитч Рейтингз установило рейтинги Рязанской области: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте "В+" со "Стабильным" прогнозом, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "В" и национальный долгосрочный рейтинг "А(rus)" со "Стабильным" прогнозом. При этом по долгосрочному рейтингу в иностранной и национальной валюте, а также по национальному долгосрочному рейтингу по сравнению с 2009 годом произошло некоторое ухудшение.

Анализ инвестиционной активности показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где существует развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов. Для размещения производственными компаниями своих предприятий на территории Рязанской области возникла необходимость выявления свободных индустриальных площадок и формирования на их основе промышленных зон.

В этих целях было разработано и утверждено Постановление Правительства Рязанской области от 23.04.2009 N 106 "О мониторинге инвестиционной деятельности в Рязанской области". На первом этапе этой работы были собраны сведения о 87 свободных индустриальных площадках, 73 инвестиционных проектах и 23 инвестиционных предложениях. Однако, как показывает практика, активность потенциальных инвесторов по использованию данной информации пока невысока. Причинами этого являются низкий уровень предлагаемых вариантов, их недостаточная проработанность и отсутствие полноценного описания предлагаемых инвестиционных площадок. В целях активизации работы в этом направлении необходима постоянная актуализация банка данных о свободных индустриальных площадках, инвестиционных предложениях и проектах на более высоком, качественном уровне.

Кроме того, Президентом России Д.А.Медведевым поставлена задача повышения роли муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач. В соответствии с его поручением готовятся предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

Поэтому главы муниципальных образований Рязанской области должны быть активными участниками процесса привлечения инвестиций, а как следствие, и увеличения налогооблагаемой базы путем качественной подготовки инвестплощадок в муниципальных образованиях, необходимой документации для них, непосредственного участия в продвижении конкретных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципального образования.

Разработанный комплекс мероприятий, направленных на формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, развитие внешнеэкономических связей Рязанской области, презентационной и выставочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом, расширение рынков сбыта товаров, услуг, работ хозяйствующих субъектов, будет способствовать расширению торгово-экономического сотрудничества и привлечению в регион российских и иностранных инвесторов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»