В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.
Главной целью развития системы образования Рязанской области является обеспечение возможности каждому обучающемуся получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя.
На современном этапе эта цель будет достижима, если принять предупредительные меры по поддержке инновационных механизмов развития отрасли образования, перераспределению ресурсов с учетом демографической ситуации и перспектив развития области, привлечению дополнительных средств.
Одним из основных условий успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования предполагает создание необходимых условий, установленных ФГОС НОО, в том числе материально-технических и информационно-образовательных.
В 2010 году завершается реализация областной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области в 2007 - 2010 годах" с общим объемом финансирования из областного бюджета 276690 тыс. рублей. За 2007 - 2010 годы в рамках реализации вышеуказанной программы выполнены следующие мероприятия: оснащены современным учебно-лабораторным и технологическим оборудованием, мебелью 55 образовательных учреждения; на 315 объектах образования проведены ремонтные работы; приобретено 40 единиц автотранспорта для перевозки учащихся, в том числе 5 микроавтобусов "ГАЗЕЛЬ", 10 автобусов "КАВЗ-397653", 25 автобусов "ПАЗ"; семнадцать единиц сельскохозяйственной техники.
Благодаря мерам, принятым за последние четыре года в рамках реализации вышеуказанной областной программы, созданы условия для решения задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии области.
Вместе с тем остаются проблемы, связанные с необходимостью развития сети учреждений общего образования и созданием в них условий, отвечающих современным требованиям.
Повышение качества предоставляемых образовательных и воспитательных услуг тесно взаимосвязано с условиями содержания зданий, наличием современного инновационного оборудования, созданием безопасных и комфортных условий.
От состояния основных фондов зависит обеспечение безопасности объектов образования, соблюдение и выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений региона и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.
Невозможно проигнорировать факт высокого уровня изношенности основных фондов образовательных учреждений (зданий, сооружений социально-культурного и коммунального назначения, инженерных сетей, технологического и медицинского оборудования, мебели).
Первая группа проблем связана с необходимостью оснащения учреждений учебно-лабораторным, спортивным, технологическим оборудованием и мебелью.
Для создания в образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям, в том числе требованиям ФГОС НОО, Программой предусмотрено оснащение школ учебно-лабораторным, спортивным, технологическим оборудованием и мебелью.
Вторая группа проблем связана с необходимостью проведения противоаварийных мероприятий, ремонтных работ зданий в целом или отдельных элементов, а также инженерных систем, сетей и коммуникаций.
Результаты проведенной проверки технического состояния объектов образования показывают, что 71 здание, или 6%, имеют срок эксплуатации свыше 100 лет, 215 зданий, или 18%, - свыше 50 лет, 531 здание, или 44%, - свыше 30 лет. В аварийном и ветхом состоянии находятся 10 зданий, или 0,9%.
В 2009 - 2010 годах в рамках проведения противоаварийных мероприятий за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов проведен капитальный ремонт 15 общеобразовательных учреждений. Это позволило уменьшить по сравнению с 2008 годом количество государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта.
Но проблема, связанная с поддержанием зданий образовательных учреждений, их инженерных сетей и коммуникаций в нормальном состоянии, остается и требует решения.
Третьей группой проблем является острая необходимость в приобретении новых сертифицированных автобусов, а также замене автобусов, не соответствующих требованиям ГОСТа.
В настоящее время в ведении муниципальных органов управления образованием, муниципальных образовательных учреждений находится 214 школьных автобусов различных марок и годов выпуска. Это позволяет осуществлять ежедневный подвоз 5500 сельских детей.
Процесс оптимизации сети общеобразовательных учреждений, связанный с закрытием малокомплектных школ, потребует дополнительного приобретения автотранспорта для подвоза учащихся от места жительства к месту учебы и обратно.
К тому же автобусы марки КАВЗ выпуска 2002 и 2003 годов не соответствуют требованиям ГОСТа и подлежат замене. В настоящее время в области их насчитывается 39 единиц.
Решение указанных проблем программным методом позволит предупредить развитие негативных явлений в отрасли и создать условия для ее позитивного развития.