ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2012 года N 392-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА (ПРОГРАММЫ) ДЕЙСТВИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 08.02.2013 N 38-п, от 03.04.2014 N 121-п, от 03.02.2016 N 29-п)

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях улучшения положения детей в Ивановской области Правительство Ивановской области постановляет:

1. Утвердить план (программу) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Эрмиш И.Г.

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 03.02.2016 N 29-п)


Вице-Губернатор Ивановской области,
руководитель аппарата Правительства
Ивановской области
В.В.СМИРНОВ





Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 12.10.2012 N 392-п

ПЛАН (ПРОГРАММА) ДЕЙСТВИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ   

(в редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 08.02.2013 N 38-п, от 03.04.2014 N 121-п, от 03.02.2016 N 29-п)  


I. Введение

План (программа) действий Ивановской области по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы разработан в целях координации действий органов исполнительной власти Ивановской области и определения ключевых механизмов улучшения положения детей с учетом сложившейся демографической и социально-экономической ситуации в регионе.

Ивановская область относится к числу регионов с низким уровнем рождаемости. В 2011 году показатель рождаемости в области составил 10,4 человека на 1000 населения при среднероссийском уровне 12,6 промилле. Во многом данная ситуация обусловлена сокращением количества женщин репродуктивного возраста, в частности, когорты 20 - 29-летних, на которую приходится наибольший удельный вес рождения детей.

В целях роста уровня рождаемости и численности детского населения в области усилена государственная поддержка многодетных семей. Семьи, в которых, начиная с 01.01.2011, родился третий или последующий ребенок, получили право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка и приобретение на льготных условиях древесины на строительство жилого дома. С 01.07.2012 введен региональный материнский (семейный) капитал в размере 50,0 тыс. рублей. С 01.01.2013 планируется осуществлять ежемесячную денежную выплату в размере величины прожиточного минимума на третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Эффективность данных мер подтверждает динамика численности многодетных семей: 01.01.2010 - 3003 семьи, 01.01.2011 - 3189 семей, 01.01.2012 - 3431 семья, 01.07.2012 - 3606 семей.

Несмотря на улучшение социально-экономической ситуации в области (рост объемов производства и выпуска продукции, снижение уровня безработицы, увеличение номинальной и реальной заработной платы, среднедушевого дохода населения), численность граждан, в том числе семей с несовершеннолетними детьми, которые нуждаются в поддержке государства, по-прежнему значительна.

По данным территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ивановской области, на учете на 01.01.2012 состоят 66800 семей, воспитывающих 87640 несовершеннолетних детей, что на 4,1% меньше, чем в 2010 году. Три четверти состоящих на учете семей по-прежнему имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

Система социальной поддержки семей, воспитывающих детей, включает в себя адресное предоставление денежных выплат, пособий, льгот, субсидий, компенсаций, государственной социальной помощи в денежном и натуральном выражении. С ноября 2011 года в Ивановской области внедряется механизм оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения при предоставлении помощи в виде ежемесячного социального пособия в размере 1,0 тыс. рублей на каждого члена семьи. Цель введения социального контракта - снижение иждивенческих настроений, активизация внутренних ресурсов семьи, повышение качества и уровня жизни малоимущих семей за счет появления постоянных самостоятельных источников дохода.

В Ивановской области также активно реализуется проект по развитию сети социальных магазинов, которые реализуют товары первой необходимости с минимальной торговой надбавкой (на хлеб - до 5%, на остальные продукты - до 10%). В настоящее время насчитывается 167 социальных предприятий розничной торговли, 3 предприятия общественного питания и 16 предприятий бытового обслуживания населения.

В связи с передачей с 2010 года на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по организации отдыха и оздоровления детей сформирована система, предусматривающая максимальную доступность данной меры поддержки для семей с детьми.

Путевки в санаторно-оздоровительные лагеря предоставляются бесплатно всем детям, нуждающимся в оздоровлении. Путевки в загородные оздоровительные лагеря выделяются бесплатно детям из многодетных семей, детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, остальным - при оплате родителями 10% стоимости путевки или при оплате организациями, предприятиями 50% стоимости путевки.

В целях повышения качества детского отдыха постановлением Правительства Ивановской области от 01.03.2012 N 62-п утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Ивановской области" на 2012 - 2014 годы, в которую включены предложения загородных организаций отдыха и оздоровления, находящихся в частной собственности и в аренде, по укреплению материально-технической базы лагерей и обеспечению безопасных условий отдыха детей.

Одним из приоритетов государственной социальной политики является раннее выявление и преодоление семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства. С 2001 года в Ивановской области действуют областные целевые программы, включающие различные мероприятия в данном направлении. В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 N 244-п.

По состоянию на 01.01.2012 в информационном банке данных зарегистрировано 1473 семьи, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих 2565 детей. За период с 2007 по 2012 год в Ивановской области количество детей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 46,2% (с 4765 до 2565 человек).

С октября 2010 года в деятельность органов социальной защиты населения внедрена технология "ведения случая". За 2011 год открыто 615 случаев раннего семейного неблагополучия, из которых 229 (37%) классифицированы как "низкий уровень жизни семьи", 319 (52%) - "педагогическая некомпетентность родителей", 67 (11%) - "угроза социального сиротства".

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. находящихся в социально опасном положении, обеспечивается на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. В их числе:

- 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

- 10 отделений, оказывающих услуги несовершеннолетним и их семьям, в составе пяти комплексных центров социального обслуживания семьи и детей;

- Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, имеющий филиал в г. Тейкове.

В течение 2011 года в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания оказаны услуги 288 несовершеннолетним и их семьям, находящимся на ранней стадии социального неблагополучия; в стационарных отделениях прошли курс реабилитации 1005 несовершеннолетних. Постреабилитационное сопровождение в течение отчетного периода осуществлялось над семьями 741 несовершеннолетнего.

Основной задачей деятельности учреждений является активизация внутренних ресурсов семьи, восстановление родительского потенциала для возврата детей в кровную семью. В течение 2011 года углубленный курс реабилитации на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних завершен в отношении 980 ребят, из них 771 ребенок (79%) смог вернуться в кровную семью.

Комплексный характер проблем семей, находящихся в социально опасном положении, требует привлечения специалистов различных профилей. С 2007 года во всех муниципальных образованиях действуют межведомственные рабочие группы по координации профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

В течение 2011 года членами межведомственных рабочих групп проведено более 8 тыс. профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями. Оказана помощь в трудоустройстве 147 родителям, в оформлении документов - 1042 семьям. В социально-реабилитационные центры направлено 520 детей.

Ежегодно в целях выявления и устранения причин, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также оказания семьям необходимой помощи органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений Ивановской области организуются областные профилактические операции "Здоровый образ жизни", "Безнадзорные дети", "Всеобуч", "Лидер".

В результате реализации комплекса мер в 2011 году сняты с учета 1444 неблагополучные семьи, в т.ч. в связи с улучшением ситуации - 1094, что составляет 76% от общего количества снятых с учета семей (2010 год - 65%). Закрыто 355 случаев семейного неблагополучия, из них 236 - с улучшением ситуации в семье. Процент эффективности составил 66% (2010 год - 64%).

Сохраняется тенденция 2010 года, когда количество детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи, превысило число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на 25%.

По состоянию на 01.01.2012 в областных государственных учреждениях всех типов воспитываются 1152 ребенка, в замещающих семьях - 3280 детей, т.е. 74% детей от общего количества сирот воспитываются в замещающих семьях.

На региональном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на развитие системы поддержки семей, воспитывающих детей-сирот. С апреля 2011 года в Ивановской области индексируется размер опекунского пособия и выплаты на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, с 01.01.2012 он составляет 5,105 тыс. рублей. С 01.01.2012 увеличился размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, до 4,611 тыс. рублей.

С 2009 года в Ивановской области реализуется инновационный проект "Подари ребенку семью", направленный на всестороннюю поддержку процесса передачи детей-сирот в семьи граждан и на профилактику социального сиротства. В рамках проекта обеспечивается развитие региональной системы сопровождения и поддержки замещающих семей.

В 2011 году на базе 10 центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей прошли обучение 265 кандидатов в будущие родители, что на 22,7% превышает показатели 2010 года (216 человек). Обеспечено комплексное сопровождение 2276 замещающих семей, что составляет 83% от их общего количества. В 2011 году востребованность услуг центров увеличилась в полтора раза. Центрами организовано более 260 мероприятий (семинары-тренинги, конкурсы, мастер-классы и т.д.). Департаментом социальной защиты населения Ивановской области начат выпуск журнала "Подари ребенку семью"; на сайте Департамента действует форум для кандидатов в замещающие родители и замещающих семей. Продолжена работа Ивановского областного общественного совета опекунов.

В целях пропаганды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области организована информационная кампания в печатных и телевизионных средствах массовой информации, Интернете.

В целях профилактики вторичного сиротства в области ежегодно проводится мониторинг профилактики жестокого обращения с детьми, воспитывающимися в семьях опекунов (попечителей). В 2011 году проведено обследование в отношении 3054 детей (97% от общего количества детей данной категории). Благоприятный уровень выявлен в абсолютном большинстве замещающих семей (99,3%). Семьи, вызывающие опасения специалистов, взяты на особый психолого-педагогический контроль.

В настоящее время в области функционируют 12 детских домов и 3 школы-интерната для детей-сирот, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, что в полной мере удовлетворяет потребность в местах для указанной категории детей. С развитием семейных форм воспитания детей-сирот контингент воспитанников детских домов ежегодно сокращается: среднегодовое число воспитанников учреждений в 2010 году составляло 696 человек, в 2011 году - 668 человек.

Во всех учреждениях проводится работа по созданию для детей условий проживания, приближенных к семейным, по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. На оснащение учреждений современной мебелью, бытовым, игровым и коррекционно-развивающим оборудованием направляются средства как из областного бюджета (в т.ч. в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 N 244-п), так из внебюджетных источников (гранты благотворительного фонда Центрального федерального округа "Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации", Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.). За счет средств из резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляются работы по капитальному ремонту здания областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ивановский детский дом N 3".

Разработана программа социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области на 2011 - 2015 годы, утвержденная решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области от 01.07.2011, протокол N 3. В рамках программы в 2011 году на базах 2 учреждений начального профессионального образования и 4 детских домов открыты центры социальной адаптации выпускников и консультационные пункты.

В соответствии с Законом Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" дети-сироты пользуются всем спектром установленных дополнительных гарантий на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, труд, судебную защиту. В 2011 году на эти цели израсходовано 219,0 млн. рублей, из них: за счет средств областного бюджета - 162,0 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета - 57,0 млн. рублей.

Остро в Ивановской области стоит вопрос обеспечения жильем детей-сирот. По состоянию на 01.01.2012 очередность на предоставление жилья детям-сиротам составляет 2208 человек. В основном данная очередность сложилась до передачи этих полномочий на региональный уровень (2008 год), когда они были возложены на органы местного самоуправления.

Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 N 244-п, в течение 2009 - 2011 годов из областного бюджета направлено 96,6 млн. рублей, субсидии федерального бюджета на указанные цели составили 60,7 млн. рублей. Данные средства, а также имеющийся свободный муниципальный жилищный фонд, позволяют обеспечивать жилыми помещениями порядка 4% очередников в год (2009 год - 64 человека, 2010 год - 78 человек, 2011 год - 92 человека).

Важным направлением работы является обеспечение интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно данным Департамента здравоохранения Ивановской области, по состоянию на 01.01.2012 в Ивановской области проживает 3290 детей-инвалидов. Подавляющее большинство детей (более 90% или 2963 ребенка) воспитывается в семьях и состоит на учете в территориальных органах Департамента социальной защиты населения Ивановской области.

В 40% семей с учетом состояния здоровья ребенка один из родителей вынужден осуществлять уход за ним, в связи с чем получает компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом. Основным источником дохода у 17% семей являются только социальные выплаты, предусмотренные действующим законодательством для льготных категорий граждан.

Помимо мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Ивановской области за счет средств областного бюджета семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется государственная социальная помощь в денежной и натуральной формах; детям-инвалидам в возрасте от 1 до 14 лет - новогодние подарки. Кроме того, 64,2% детей-инвалидов от общего числа состоящих на учете пользуются льготным проездом по социальной карте жителя Ивановской области.

С целью поддержки данной категории детей проводятся благотворительные марафоны (фонд ежегодного марафона "Ты нам нужен" в 2011 году составил более 2,6 млн. рублей), организовано взаимодействие с общественными организациями (общественным фондом "АиФ. Доброе сердце", областной общественной организацией "Женская инициатива", Ивановской областной организацией поддержки творчества детей и молодежи "Атлант" и др.).

Комплексная социально-психологическая помощь детям-инвалидам и молодым инвалидам оказывается на базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям". За 2011 год специалистами учреждения оказано порядка 1,5 тыс. услуг (индивидуальных консультаций детей и родителей, социоигровых занятий, тренингов и др.).

В 2012 году планируется открыть отделение медико-социальной реабилитации и отделение социально-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".

Ключевым вопросом адаптации детей-инвалидов в общество является доступность получения ими качественного образования.

В систему дошкольного образования внедрены различные формы работы:

- функционируют 12 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, которые по состоянию на 01.01.2012 посещали 675 детей с различными отклонениями здоровья, в том числе 156 детей-инвалидов;

- в 8 детских садах открыты группы инклюзивного образования, где созданы оптимальные условия для развития детей с синдромом Дауна;

- действует группа кратковременного пребывания "Маленькая ступенька в большой мир" для детей, имеющих сложную структуру дефекта развития и не подлежащих приему в специальные (коррекционные) дошкольные образовательные учреждения;

- в 2011 году организованы 4 группы кратковременного пребывания и 4 лекотеки, открыт центр социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации слабовидящих детей "Я увижу мир..." в г. Иванове.

В Ивановской области создана вариативная система получения детьми-инвалидами общего образования. Так, в 2011 - 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях области в классах совместно со здоровыми детьми обучалось 892 ребенка-инвалида, в 9 коррекционных классах - 96 учащихся. 241 ребенок по медицинским показаниям обучается на дому. Дети занимаются по индивидуальным программам, им выдаются бесплатные учебники, справочная литература.

В 21 специальном (коррекционном) образовательном учреждении и санаторной школе-интернате обучалось 2425 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку интеллектуального развития, из них 664 ребенка-инвалида. В 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в 22 классах осуществляется обучение 117 детей с тяжелой патологией умственного развития и сложной структурой дефекта.

Активно развивается дистанционная форма обучения: количество детей, обучающихся по данной форме, по состоянию на 01.01.2012 составляет 160 человек (на 01.01.2011 - 130 чел.). Организована работа регионального Центра дистанционного образования и образовательных площадок по дистанционному обучению в 18 муниципальных образованиях Ивановской области, в т.ч. закуплено оборудование и программное обеспечение, проведено подключение к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, проведено обучение педагогов и родителей по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»