Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 - 2020 ГОДАХ"

2. Социально-экономическая проблема Ивановской области


Ивановская область занимает площадь 21,85 тыс. км2, располагается в центре Европейской части России и граничит с Владимирской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областями. Территория области входит в состав Центрального федерального округа и характеризуется высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду. Ведущие роли занимают легкая и химическая промышленность, машиностроение.

На территории Ивановской области находится около 1700 рек и ручьев (183 из них протяженностью более 10 км), около 150 озер, 88 водохранилищ общим объемом более 126 млн. м3 (без учета Горьковского водохранилища). Речная сеть области относится к бассейну реки Волги и ее правого притока - р. Оки. Наиболее крупными водными объектами, полностью или частично расположенными на территории области, являются реки Волга, Уводь, Нерль, Теза и Лух, озера Рубское и Святое, водохранилища Уводьское на р. Уводь и Шевригинское на р. Парша. Среднегодовой сток всех рек оценивается в 7 км3. В качестве источников питьевого водоснабжения используются ресурсы рек Волги, Уводи, Тезы, Парши.

Водохозяйственный комплекс - это сложная водохозяйственная система, которая функционирует на основе научно обоснованных долгосрочных прогнозов в отношении требований, предъявляемых различными отраслями хозяйства к количеству и качеству воды с учетом рационального и комплексного использования водных ресурсов с минимальными отрицательными последствиями для природы.

Из этих определений вытекают требования к водохозяйственному комплексу, которые в общем виде сводятся к следующему:

обеспечение водой всех потребителей в достаточном количестве, соответствующего качества, в необходимом месте и в необходимое время;

сохранение природных условий и гарантии охраны воды от загрязнения, засорения и истощения;

обеспечение наибольшего экономического эффекта в сфере хозяйственной деятельности, обслуживаемой данным водохозяйственным комплексом;

гарантия простой и надежной работы всех технологических систем водохозяйственного комплекса.

Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.

Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие водохозяйственного комплекса, является отсутствие системного подхода по модернизации и восстановлению данной отрасли, подкрепленного финансированием.

Текущее состояние водохозяйственного комплекса Ивановской области имеет серьезные социально-экономические проблемы.

За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ различной степени капитальности. К тому же нарушаются правила эксплуатации гидроузлов, отсутствует постоянный надзор за сооружениями. Инструментальные наблюдения за параметрами ГТС не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях отсутствует. На ряде гидроузлов основные водоподпорные сооружения - земляные плотины находятся в удовлетворительном состоянии, а водопроводящие сооружения - паводковые водосбросы, водоспуски - находятся в предаварийном или аварийном состоянии. Последнее особенно относится к подъемному гидромеханическому оборудованию, к состоянию бетонных поверхностей быстротоков, гасителей и рисберм.

В результате проведенной в 2009 - 2010 годах инвентаризации 75 гидротехнических сооружений, поднадзорных Верхне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, было установлено, что около 70% сооружений имели пониженный и неудовлетворительный уровень безопасности и требовали текущего или капитального ремонта.

Проведенные в настоящее время предварительная инвентаризация ГТС и анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС Ивановской области, прошедших инвентаризацию, позволяют сделать вывод о неудовлетворительном состоянии ГТС, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Очевидно, что общий уровень безопасности ГТС Ивановской области можно оценить как недостаточный, что определяется как объективными, так и субъективными причинами.

Спад производства практически во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привел к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.

К объективной причине снижения уровня безопасности гидротехнических сооружений относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается.

К субъективной причине снижения уровня безопасности сооружений относится недооценка со стороны их владельцев всей тяжести последствий возможных аварий на сооружениях.

Особую опасность для населения и территорий представляют бесхозяйные ГТС, требующие безотлагательного решения вопроса их принадлежности для обеспечения надлежащего технического состояния и уровня эксплуатации.

ГТС, представляющие, по предварительным оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность и расположенные на территории Ивановской области, предложены к финансированию в рамках ДЦП.

Не менее важной задачей является реализация эффективной охраны водных объектов, относящихся к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ). В настоящее время на территории Ивановской области расположено 129 особо охраняемых природных территорий регионального значения, занимающих общую площадь 17707,1 га, из них 69 общей площадью 12811,3 га (72,35% от общей площади ООПТ регионального значения) являются водными объектами. В частности, к ООПТ регионального значения Ивановской области отнесено: озер - 30; болот - 31; водохранилищ, лесных прудов, участков рек - 8. Данные водные объекты представляют ценность не только с точки зрения охраняемой экосистемы и биологического разнообразия флоры и фауны Ивановской области, но и с точки зрения источника запасов пресной воды.

Процесс признания территорий памятниками природы происходил в 60 - 80-е годы прошлого века, однако до настоящего времени установление границ ООПТ, передача ООПТ под охрану, оформление и выдача охранных обязательств и паспортов на ООПТ в полной мере не проводились. С учетом повышенного внимания общественности и органов прокуратуры к исполнению полномочий в области ООПТ проводить работы в данной сфере надо начиная с наиболее значимых ООПТ - водных объектов.

В отношении каждого объекта, имеющего статус ООПТ регионального значения, кроме установления границ, необходимо разработать соответствующий паспорт и принять Положение.

Данная работа требует привлечения специалистов из научных кругов, специалистов картографов и землеустроителей.

Проблему эффективной охраны водных объектов, относящихся к особо охраняемым природным объектам, можно полностью решить до 2020 года в рамках Программы.

Остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек Ивановской области. Деградация рек происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Слабый уклон местности определяет медленное течение и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.

По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", в исследуемых учреждением 16 створах улучшение качества вод с изменением класса разряда по удельному комбинаторному индексу загрязненности воды за период с 2007 - 2011 годов не отмечалось.

В результате проводимых мероприятий будут сокращены площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Кроме того, увеличится пропускная способность рек, улучшится ландшафт и экологическое состояние как водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов Ивановской области.