2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Низкий уровень эффективности экономики Ивановской области, отставание уровня экономического развития от других регионов Российской Федерации.
Развитие отраслей экономики на территории Ивановской области определяется исторически сложившейся структурой производства, в которой с давнего времени доминировали отрасли легкой промышленности, в первую очередь текстильной. Именно они в наибольшей степени пострадали от масштабных перемен 90-х годов.
Как следствие, даже в настоящее время параметры развития Ивановской области намного ниже среднероссийских. При этом анализ ее социально-экономического положения, а также оценка возможностей его качественного улучшения показывают, что при сохранении сложившихся тенденций и структуры экономики область не имеет перспективы. Нужны принципиальные изменения.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Ивановскую область и приток денежных поступлений в бюджет, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Существует серьезный мультипликативный экономический эффект, связанный с тем, что и гости из-за рубежа, и наши сограждане активно путешествуют по родной стране, создают дополнительные рабочие места. Они передвигаются транспортом, питаются в ресторанах, посещают музеи, покупают сувениры, и все это дает ощутимый дополнительный доход.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4% и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен. Успехи многих стран в развитии туризма связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами.
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой - увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады-2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
В 2008 году туристский поток в Ивановской области составил 1175,5 тыс. человек, из них 1140,0 тыс. - российские туристы, 35,5 тыс. - зарубежные. В 2009 году туристский поток в Ивановской области составил 1083,0 тыс. человек, из них 1050,1 тыс. - российские туристы, 32,9 тыс. - зарубежные.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.), необходимо использование кластерного подхода. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.