2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
На основании анализа обеспеченности Ивановской области, муниципальных районов и городских округов области основными видами объектов социальной и инженерной инфраструктуры выявлена основная социально-экономическая проблема - низкий уровень обеспеченности области объектами социальной и инженерной инфраструктуры, значение которого ниже средних показателей по России и не соответствует федеральным нормативам.
На наличие и степень серьезности данной социально-экономической проблемы указывают следующие факторы:
Объекты социальной и инженерной инфраструктуры имеют высокую степень физического и морального износа, значение которого достигает 44,2%.
Благоустройство жилищного фонда и оснащенность социальных объектов инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение, канализация) составляет всего 58,7%.
Ряд территорий области имеют уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением значительно ниже среднеобластного уровня.
Около половины территорий области обеспечены газом ниже, чем в среднем по области. Средний уровень газификации по Ивановской области составляет 70,02%, в том числе 20,24% - уровень газификации в сельской местности, 5 муниципальных районов не газифицированы вообще.
Объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территории муниципальных районов, городских округов области. Более того, часть территорий вообще не получают определенные виды жизненно важных услуг.
По состоянию на 01.08.2008 129 объектов социальной и инженерной инфраструктуры находятся в стадии незавершенного строительства, в том числе 11 объектов с началом строительства с 1990 года и до 2000 года, а также 23 объекта с началом строительства в период с 2001 года до 2005 года.
Динамика положительного изменения сложившейся социально-экономической ситуации в Ивановской области в части обеспеченности муниципальных образований объектами социальной и инженерной инфраструктуры весьма незначительна, что в большей степени усугубляется ростом объемов незавершенного строительства.
Таким образом, необходимость разработки долгосрочной целевой программы Ивановской области по выравниванию обеспеченности населения Ивановской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2009 - 2011 годы обусловлена:
- социально-экономической и политической остротой проблемы;
- необходимостью улучшения качества жизни населения Ивановской области посредством увеличения обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- необходимостью ввода в эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, не завершенных строительством, находящихся на балансе муниципальных образований Ивановской области.
2.2. Опыт решения социально-экономической проблемы в предыдущие годы
Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей долгосрочной целевой программы Ивановской области, с 2004 года по 2008 год включительно осуществлялась в рамках следующих мероприятий:
- распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного фонда муниципального развития на реализацию областных целевых программ;
- распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного фонда муниципального развития на капитальные вложения по объектам собственности муниципальных районов и городских округов.
С 2004 по 2007 год было освоено 1548,7 млн. руб. и введены следующие социально значимые объекты:
- неполная средняя школа на 9 классов с детским садом на 30 мест в п. Затеиха Пучежского муниципального района;
- в г. Приволжске - 34 квартиры 254-квартирного жилого дома по ул. Фурманова;
- в г. Шуе - 60-квартирный дом по ул.Кооперативной;
- в г. Вичуге - 54 квартиры 108-квартирного дома по ул. Володарского;
- поликлиника на 250 посещений в г. Заволжске;
- родильный дом в м. Бухарово - 81 койка;
- детский комбинат (ясли-сад) на 220 мест/8 групп в м. Авдотьино.