2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена программа, и прогноз развития ситуации
В условиях сложившейся в Ивановской области демографической ситуации актуален вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их жизнедеятельности. Масштабность, сложность, многообразие проблем обуславливает необходимость их комплексного решения, разработки и осуществления бюджетозатратных программных мероприятий и проектов при консолидации усилий органов исполнительной власти различных уровней и негосударственных организаций.
В Ивановской области проживает 181354 ребенка в возрасте до 17 лет. За последние пять лет численность детского населения в возрастной группе от 0 до 14 лет сократилась на 19,6%, от 15 до 17 лет - на 8,5%.
К числу наиболее уязвимых категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-инвалиды (3723 ребенка), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3878 детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (4532 ребенка). Вместе с тем поддержка со стороны государства необходима и одаренным детям (в учреждениях дополнительного образования обучаются 8000 детей).
Для Ивановской области характерен высокий уровень общей заболеваемости детей, который не имеет тенденции к снижению. Удельный вес детей I группы здоровья составляет 22,4% (в среднем по России - 32%). По сравнению с 2006 годом заболеваемость новорожденных в 2007 году снизилась на 13,5%, однако общая заболеваемость детей до года увеличилась на 9%, до 14 лет - на 10%, подростков с 15 до 17 лет - на 1,8%. В структуре заболеваний преобладают болезни органов дыхания, заболевания нервной системы, травмы и отравления.
Каждый третий ребенок имеет хроническое заболевание. Среди больных детей 42% имеют 2 - 4 заболевания, а 1,5% - 5 и более болезней.
Ежегодно растет доля детского травматизма, который нередко приводит к инвалидности детей.
Уровень детской инвалидности, несмотря на позитивную динамику, остается высоким. В 2007 году на учете в учреждениях здравоохранения состоит 3723 ребенка-инвалида (205,3 на 10000 детского населения), что на 115 человек меньше, чем зарегистрировано в 2006 году. Вместе с тем самая многочисленная группа - это дети с 0 до 4 лет. Впервые установленная инвалидность в 2007 году снизилась в сравнении с 2006 годом на 11,3% (с 30,1 до 26,7 на 10000 населения).
Количество детей с врожденными аномалиями ежегодно увеличивается (за последние 10 лет более чем в 5 раз). В структуре детской смертности всех возрастных групп смертность от врожденных аномалий является одной из основных причин. Уровень смертности новорожденных детей с врожденной хирургической патологией остается очень высоким - до 30 - 70%, что во многом связано с отсутствием условий для оперативного лечения и послеоперационного выхаживания детей.
Таким образом, показатели здоровья детей в Ивановской области ниже среднероссийского, а существующая материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства не позволяет обеспечить эффективную медицинскую помощь. Необходима модернизация и развитие системы неотложной помощи, специализированных служб, организация своевременной диагностики заболеваний детей из сельской местности и районов, внедрение новых технологий, сокращающих восстановительный период.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают особыми потребностями. Полноценная жизнь подавляющего большинства детей-инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, в том числе оказания реабилитационных услуг, обеспечения вспомогательными средствами и приспособлениями, иных форм поддержки.
Для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной помощи детям-инвалидам необходимо создать систему профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, укреплять материально-техническую базу специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей детей-инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, способствовать интеграции их с обществом.
В числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества остается проблема безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
По состоянию на 01.01.2008 в областной автоматизированный банк данных внесено 2848 семей, находящихся в социально опасном положении, в составе которых 4532 ребенка.
Учет семей данной категории осуществляется территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области с использованием имеющейся компьютерной техники на основе программного комплекса "Адресная социальная помощь". В электронные карточки учета вносятся не только сведения о семьях и детях, но и профилактические меры, принимаемые органами системы профилактики, что делает возможным проанализировать их эффективность.
(абз.15 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2013 N 78-П)
Однако проведенный мониторинг состояния компьютерной техники показал, что в большинстве районов ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, что значительно снижает оперативность ввода и анализа данных.
В 2008 году в рамках областной целевой программы за счет средств областного бюджета в сумме 280,0 тыс. руб. приобретено 14 компьютеров, что составляет половину от общей потребности в компьютерной технике.
Органами и учреждениями социальной защиты населения совместно с субъектами системы профилактики осуществляется индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. В 2007 году удалось достигнуть определенных результатов в работе по устранению семейного неблагополучия: снято с учета в связи с улучшением положения 638 семей, что в 3 раза больше, чем в предыдущем году. По итогам года количество семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 2%, однако общее их количество остается достаточно высоким.
Развитие получила такая форма работы, как социальный патронаж. По данным на 01.01.2008 на социальном патронаже находилось 466 семей. В течение 2007 года с учета снята 121 семья, в том числе 74 - в связи с улучшением ситуации.
В целях решения проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, а также оказания экстренной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в Ивановской области функционирует сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних. Необходимость проведения капитального и текущего ремонта, обновления материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих комплекс реабилитационных мероприятий с ребенком и его семьей, снижают результативность предпринимаемых действий. В рамках имеющихся бюджетных ассигнований решение обозначенных проблем невозможно.
Большое значение для формирования у подростков, особенно нуждающихся в особой заботе государства, ценности семейного образа жизни, здоровьесберегающих установок имеют социально значимые мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери. Ежегодно в данных мероприятиях принимают участие более 2,5 тыс. детей.
Состояние социального сиротства в Ивановской области можно охарактеризовать следующими основными положениями.
На начало 2008 года в Ивановской области официально зарегистрировано 5644 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2007 году органами опеки и попечительства выявлено 1257 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 1% меньше, чем в 2006 году (1243 человека).
Из общего числа выявленных на воспитание в семьи устроено 864 ребенка (68,7%). При этом в учреждения для детей-сирот направлены 330 детей, оставшихся без попечения родителей (26,3%), в 2006 году - 408. Ситуация в целом соответствует общей тенденции, связанной с развитием семейных форм воспитания, но еще не позволяет говорить об устойчивом приоритете семейной формы устройства над устройством в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках областной целевой программы "Дети Ивановской области на 2007 - 2009 годы" в 2007 - 2008 годах началась работа по организации системы профессионального сопровождения замещающих семей путем перепрофилирования детских домов в учреждения, осуществляющие комплекс услуг по поиску, подбору и обучению, консультированию и сопровождению замещающих семей. В настоящее время в области функционируют 2 Центра подготовки приемных родителей и 3 уполномоченные службы по устройству детей в семью, которые доказали свою эффективность. В 2007 году услугами этих структур воспользовались более 400 российских граждан. Вместе с тем есть потребность в расширении сети подобных учреждений путем создания не менее 4 уполномоченных служб содействия органам опеки и попечительства по передаче детей-сирот в семьи граждан и сопровождения замещающих семей, 3 центров подготовки приемных родителей.