3.1. Для решения своих основных задач Управление:
разрабатывает и реализует в установленном порядке областные целевые программы развития образования, включая международные, с учетом национальных и региональных социально - экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
прогнозирует и координирует развитие сети образовательных учреждений;
в установленном порядке создает, реорганизует и ликвидирует государственные областные образовательные учреждения по согласованию с Главой Администрации (Губернатором) Ивановской области, а также согласовывает с учредителями создание, реорганизацию и ликвидацию государственных профессиональных учебных заведений всех уровней, находящихся в ведении Российской Федерации, на территории Ивановской области;
осуществляет полномочия учредителя государственных областных высших учебных заведений;
приостанавливает в установленном порядке деятельность подведомственных образовательных учреждений, осуществляемую с нарушениями требований законодательства в сфере образования и (или) устава образовательного учреждения;
вносит в установленном порядке предложения по формированию областного бюджета в части расходов на образование и фонда развития образования области, а также по установлению местных налогов и сборов на цели образования и областных нормативов его финансирования;
участвует в работе Администрации Ивановской области по вопросам определения объема финансирования из областного бюджета, направленного на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, переподготовку и повышение квалификации научно - педагогических работников, развитие науки в интересах Ивановской области;
вносит предложения совместно с заинтересованными организациями по установлению дополнительных к федеральным требований, предъявляемых к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
вносит в установленном порядке предложения по установлению дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся, воспитанников, а также педагогических работников образовательных учреждений;
организует разработку примерных учебных планов, программ, курсов, дисциплин, издание учебной литературы для образовательных учреждений всех типов и видов, кроме образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
принимает участие в проведении аттестации образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
разрабатывает и осуществляет единую политику в области дошкольного, общего, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования в части национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
согласовывает с вузами содержание национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в случае финансирования их реализации за счет бюджета Ивановской области;
содействует развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;
обеспечивает непрерывность и преемственность процесса образования всех ступеней и уровней;
изучает потребности рынка труда в рабочих и специалистах для Ивановской области, разрабатывает прогноз их подготовки;
совместно с руководителями подведомственных учреждений профессионального образования всех уровней согласовывает план приема обучающихся в эти учреждения, направления интегрирования всех ступеней профессионального образования, направления профессиональной ориентации и структуру допрофессиональной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
содействует созданию и функционированию корпоративной компьютерной сети системы образования, банка педагогических инноваций и других интегрированных информационных ресурсов;
отстаивает государственные интересы Ивановской области в суде.
3.2. Управление в пределах своей компетенции:
определяет концептуальные направления взаимодействия образовательных учреждений по всем уровням образовательных программ;
анализирует состояние системы образования в области, прогнозирует изменение образовательных потребностей на основе социологических исследований, динамики социально - экономического развития области;
осуществляет полномочия учредителя государственных областных образовательных учреждений, подведомственных Управлению;
организует систему работы с обучающимися, воспитанниками с отклонениями в развитии;
оказывает методическую помощь органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, по защите прав детей, нуждающихся в помощи государства;
выполняет функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
организует планово - финансовую и контрольно - ревизионную работу в системе образования области, осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, совершенствует социально - экономический механизм деятельности образовательных учреждений;