(в ред. Закона Ивановской области от 10.12.2003 N 124-ОЗ) (тыс. рублей, в ценах 2001 года) Система программных мероприятий подпрограммы "Развитие музейного дела"
Источники и направления финансирования | Объем финансирования | |||||||||
Всего | В том числе | |||||||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |||||||
Всего | 5295,0 | 455,0 | 100,0 | 2790,0 | 1950,0 | |||||
в том числе: | ||||||||||
областной бюджет | 2950,0 | - | 100,0 | 1500,0 | 1350,0 | |||||
федеральный бюджет | 1670,0 | 420,0 | - | 950,0 | 300,0 | |||||
местные бюджеты {*} | - | - | - | - | - | |||||
внебюджетные источники | 675,0 | 35,0 | - | 340,0 | 300,0" |
(в ред. Закона Ивановской области от 10.12.2003 N 124-ОЗ)
V. Подпрограмма "Восстановление и реставрация памятников гражданской и культовой архитектуры"
N п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения | Стоимость всего (тыс. рублей) | В том числе | |||||
областной бюджет (тыс. рублей) | ||||||||||
1. | Информатизация музеев | Музеи области | 2002 - 2005 | 1900,0 | 1500,0 | |||||
2002 | - | - | ||||||||
2003 | - | - | ||||||||
2004 | 950,0 | 750,0 | ||||||||
2005 | 950,0 | 750,0 | ||||||||
2. | Реставрация музейных ценностей, проведение консервационных и профилактических работ, непрерывное обследование технического состояния музейных предметов, подготовка предметов к включению в постоянные композиции или межрегиональные выставки | Музеи области, реставрационные организации | 2002 - 2005 | 2285,0 | 1300,0 | |||||
2002 | 185,0 | - | ||||||||
2003 | 100,0 | 100,0 | ||||||||
2004 | 1000,0 | 600,0 | ||||||||
2005 | 1000,0 | 600,0 | ||||||||
3. | Создание организационных, научно-технических, финансовых условий для обеспечения безопасности музейных собраний путем приобретения и установки систем пожарной и охранной сигнализации, модификации средств и способов защиты музейных предметов | Музеи области, специализированные организации | 2002 - 2005 | 1110,0 | 150,0 | |||||
2002 | 270,0 | - | ||||||||
2003 | - | - | ||||||||
2004 | 840,0 | 150,0 | ||||||||
2005 | - | -" |
В современных социально - экономических условиях необходимо отметить чрезвычайно важное значение сохранения культурного наследия народов России. На территории Ивановской области сконцентрирован богатейший историко - культурный потенциал.
По многим показателям охрана и использование недвижимых памятников истории и культуры в Ивановской области еще не полностью отвечают современным требованиям, а в так называемый "экономический переходный период" это положение еще более усугубилось.
В настоящее время на государственном учете в области находится 2.292 единицы памятников (2.513 объектов). Из общего их числа наибольший удельный вес приходится на объекты архитектуры (67,4%), доля памятников истории составляет 17,1%, археологии - 14,5% и монументального искусства - 1%. Памятники, имеющие федеральную и местную категорию охраны составляют 19% от общего количества. На федеральной охране состоит 163 единицы, на местной соответственно 278.
Состояние памятников архитектуры в целом характеризуется как неблагополучное. По предварительным оценкам около 30% объектов (особенно городские усадьбы и церкви сельских приходов) находятся в полуаварийном и неудовлетворительном состоянии, 60% требуют неотложных ремонтно - реставрационных работ.
Из утвержденного списка исторических населенных мест области, требующих к себе особого отношения при застройке и реконструкции, восемь городов и четырнадцать сел имеют проекты охранных зон. Однако с развитием городской инфраструктуры возникают проблемы охраны культурного наследия, особенно исторических центров. Выборочный анализ поквартальной застройки городов и поселков по проценту износа показывает, что в полуаварийном состоянии находится примерно до 25 - 30% памятниковых строений. Особенно пострадала застройка волжских городов (Плеса, Кинешмы, Юрьевца), подтопленная грунтовыми и речными водами.
Новой проблемой в деле сохранения культурного наследия, как показывают наблюдения последних лет, может стать массовое восстановление и приспособление памятников культовой архитектуры под действующие приходы, особенно в сельской местности. Активные работы, ведущиеся сейчас на церковных сооружениях, в целом достаточно объективно воссоздают внешний и внутренний облик памятников. Однако, отсутствие порой реставрационных проектов, особенно инженерных проработок по ряду конкретных полуаварийных объектов, в будущем могут привести к непредсказуемым конструктивным нарушениям.
Основные направления развития и сохранения объектов культурного наследия
Целью подпрограммы является сохранение, охрана, использование и популяризация объектов культурного наследия Ивановской области.
Для осуществления сохранения объектов культурного наследия разрабатываются федеральные и региональные государственные программы.
В основу подпрограммы положен перечень недвижимых памятников Ивановской области, включенных в подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 г. г.)". Основная масса памятников, представленная в эту подпрограмму, состоит на государственной охране федерального и местного значения и является составной частью культурно - исторического наследия России. Подавляющее большинство указанных памятников входит и в территориальную программу туристического маршрута "Золотое кольцо России".
Основные задачи подпрограммы:
- разработка нормативно - правовой базы градостроительной и охранной деятельности на федеральном и местном уровнях и прежде всего Закона РФ "Об охране историко - культурного наследия";
- выработка новых методик, учитывающих новую экономическую и социально - культурную ситуацию в стране;
- привлечение внимания органов исполнительной власти, специалистов и широкой общественности к проблемам сохранения памятниковых объектов, их реставрации;
- организация постоянного обмена опытом и новейшими разработками между центрами по охране наследия;
- создание единой базы данных памятников истории и культуры как единичных объектов наследия, так и территориальных;
- создание базы региональных разработок экономического механизма охраны и использования наследия, в том числе оценки, страхования, аренды и приватизации памятниковых объектов.
Реализация настоящей подпрограммы позволит материально сохранить большинство ныне существующих памятниковых зданий и комплексов. Восстановление их первоначального историко - культурного облика позволит воссоздать историческую ауру отдельных мест, что даст материальную опору исторической памяти народа, улучшит эстетическое восприятие окружающей среды, особенно в городской черте.
Использование ряда памятниковых зданий и сооружений в качестве музеев, библиотек, домов ремесел, специализированных школ и т.п., расширит культурно - досуговое, образовательное и научно - познавательное пространство заинтересованных в этом людей.