ЗАКОН

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 25 июля 2001 года N 53-ОЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ


ИЗМЕНЕНИЯ:

ЗАКОН Ивановской области от 28.02.2003 N 11-ОЗ

Закон Ивановской области от 30.06.2004 N 82-ОЗ

Закон Ивановской области от 14.05.2005 N 84-ОЗ

Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N 184-ФЗ.

Статья 1.

Утвердить паспорт сельского хозяйства Ивановской области на 2002 - 2005 годы (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Администрации области при формировании проекта областного бюджета, начиная с 2002 года, учитывать средства на реализацию данной Программы.

Органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают реализацию мероприятий Программы на территориях муниципальных образований в пределах своей компетенции и предусмотренных в соответствующих бюджетах средств.

Ежегодное финансирование Программы в 2002 - 2005 годах утверждается в пределах средств, утвержденных на эти цели в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Глава Администрации

Ивановской области

В.И.ТИХОНОВ


Приложение

к Закону

Ивановской области

от 25.07.2001 N 53-ОЗ

ПРОГРАММА кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области на 2002 - 2005 годы ПАСПОРТ областной программы кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области

(в ред. Законов Ивановской области от 28.02.2003 N 11-ОЗ, от 30.06.2004 N 82-ОЗ, от 14.05.2005 N 84-ОЗ) Общая потребность в финансовых ресурсах:


Наименование   Программы

областная программа "Программа кадрового   обеспечения сельского хозяйства Ивановской   области на 2002 - 2005 годы" (далее   Программа)

Основание для   разработки Программы

Закон Ивановской области "Об утверждении   Соглашения между Министерством сельского   хозяйства и продовольствия Российской   Федерации и Администрацией Ивановской   области о введении многоканального   финансирования сельскохозяйственных   образовательных учреждений" от 26.02.2001   N 8-ОЗ, Федеральный закон "Об общих   принципах организации законодательных   (представительных) и исполнительных органов   государственной власти субъектов Российской   Федерации" от 06.10.99 N 184-ФЗ

Государственный   заказчик

Правительство Ивановской области

Основные   разработчики   Программы (в   установленном   порядке)

управление сельского хозяйства и   продовольствия Ивановской области,   Ивановская государственная   сельскохозяйственная академия

Цель Программы

- формирование кадрового потенциала   сельского хозяйства в профессионально -   квалификационном и деловом отношениях,   соответствующего задачам, формам и методам   стабилизации и развития сельского   хозяйства;

- обеспечение адекватности кадрового   сопровождения основных направлений развития   сельского хозяйства

Основные   исполнители   мероприятий   Программы

управление сельского хозяйства и   продовольствия Ивановской области,   муниципальные образования, управления   сельского хозяйства и продовольствия   муниципальных образований, управление   образования Администрации Ивановской   области, Ивановская государственная   сельскохозяйственная академия, Ивановский   институт переподготовки кадров и   агробизнеса, учреждения среднего и   начального профессионального образования   сельскохозяйственного профиля

Срок реализации   Программы

2002 - 2005 годы

Перечень основных   мероприятий   Программы

- мероприятия по работе с руководящими   кадрами сельского хозяйства;   - мероприятия по отбору перспективных   специалистов, формированию резерва   руководителей, их переподготовке;   - мероприятия по организации работы Центра   оценки кадрового потенциала работников   агропромышленного комплекса (АПК);   - мероприятия по профориентации, отбору   сельской молодежи и ее подготовке в высших   и средних специальных учебных заведениях,   заведениях начального профессионального   образования и дополнительного   профессионального образования АПК;   - мероприятия по переподготовке и повышению   квалификации руководящих кадров и   специалистов сельского хозяйства в учебных   заведениях дополнительного   профессионального образования, их оценке и   аттестации;   - мероприятия по закреплению кадров в   сельском хозяйстве;   - мероприятия по развитию информационно   - консультационной службы АПК

Объемы и источники   финансирования

Программа финансируется из федерального   бюджета, областного бюджета, внебюджетных   источников.   Финансовые затраты на реализацию Программы   из областного бюджета составят 9789,0 тыс.   рублей

Ожидаемые   результаты   реализации Программы

- обеспечение сельского хозяйства области   квалифицированными специалистами и их   закрепление в сельскохозяйственном   производстве;   - совершенствование кадрового потенциала   предприятий сельского хозяйства;   - завершение организации Центра оценки   кадрового потенциала работников АПК;   - создание действенной системы отбора   перспективных специалистов и работа с   резервом;   - создание системы оценки руководителей и   специалистов сельского хозяйства на основе   профессиональных стандартов;   - укрепление службы управления персоналом в   районных органах управления   сельскохозяйственным производством;   - укрепление базы Ивановской   государственной сельскохозяйственной   академии, института переподготовки кадров и   агробизнеса, сельскохозяйственных средних   специальных учебных заведений и учреждений   начального профессионального образования   сельскохозяйственного профиля;   - в результате реализации Программы   ожидается: улучшение качественного состава   руководителей и специалистов сельского   хозяйства с повышением их профессионализма,   снижение сменяемости руководителей хозяйств   с 21,0% до 15,0%, увеличение обеспеченности   специалистами сельского хозяйства,   уменьшение текучести кадров

Организация   контроля по   реализации Программы

поэтапный контроль по реализации Программы   осуществляют:   Законодательное Собрание Ивановской   области, Администрация Ивановской области,   Правительство Ивановской области.   Предварительное рассмотрение управлением   сельского хозяйства и продовольствия   Ивановской области хода выполнения   Программы на заседании коллегии в 2003 году   с последующим итоговым отчетом в 2006 году   на заседании Законодательного Собрания   Ивановской области



(в ред. Закона Ивановской области от 14.05.2005 N 84-ОЗ) Состояние и проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства области


Наименование бюджета

Единица   измерения

Потребность

Всего

В том числе по годам

2002

2003

2004

2005

Областной бюджет

тыс. руб.

9096,0

1836,0

2291,0

2604,0

2368,0

в том числе:

- подготовка кадров

5799,0

1536,0

1541,0

1554,0

1168,0

- выплата единовременных   денежных пособий молодым   специалистам

2250,0

-

600,0

750,0

900,0

- выплата единовременных   денежных пособий молодым   руководителям

750,0

-

150,0

300,0

300,0

- поддержка учебных   заведений. Уточняется   ежегодно до утверждения   областного бюджета

300,0

300,0

-

-

-

Федеральный бюджет

тыс. руб.

Уточняется ежегодно после принятия   областной Программы

Средства внебюджетных фондов

тыс. руб.

Будут определяться после создания   специального фонда

Прочие источники   (собственные средства   предприятий и личные   средства слушателей -   специалистов сельского   хозяйства)

тыс. руб.

Уточняются ежегодно в соответствии с   определением потребностей   сельскохозяйственных предприятий в   подготовке, переподготовке и   повышении квалификации кадров



Современный период развития сельского населения Ивановской области характеризуется обострившимися демографическими проблемами: низким уровнем рождаемости, растущей смертностью, значительным разрывом продолжительности жизни мужчин и женщин, диспропорцией в возрастно-половом составе проживающих в сельской местности, их старением, большим количеством разводов, нерациональными потоками миграции, слабой приживаемостью мигрантов, сохраняющейся малозаселенностью сельских населенных пунктов, трудностями в обеспечении сельского хозяйства трудовыми ресурсами.

Ивановская область - одна из наиболее урбанизированных областей Центрального федерального округа. Доля сельского населения составляет всего 17,6%, из которых в сельскохозяйственном производстве работает всего 29,0%.

В области сложилась тенденция увеличения регрессивного возрастно-полового состава сельского населения: снижение доли детей при одновременном увеличении доли лиц пенсионного возраста, а также наличие устойчивой диспропорции в соотношении полов с преобладанием женского контингента пенсионного возраста и недостатком их в трудоспособном возрасте.

Сельские жители пенсионного возраста составляют 27,0%, что почти в 4 раза больше нормы по классификации ООН.

Повышаются темпы естественной убыли сельского населения при резком снижении рождаемости. Если в 1990 году коэффициент сельской рождаемости был 12,5, то в 1999 году он стал 6,9. Число браков на селе снизилось в 1,8 раза и идет ориентация на малочисленную семью.

Количество сельских населенных пунктов сократилось на 17,0% и средняя заселенность их 69 человек. Основной причиной оттока сельского населения является отставание условий труда и жизни от соответствующих условий проживания городского населения.

Неблагополучная демографическая обстановка отрицательно влияет на формирование трудовых ресурсов и тормозит эффективность ведения сельского хозяйства.

Стратегия развития аграрной политики, ее стабилизация в решающей степени зависят от того, насколько проведение рыночных реформ на селе будет органично и эффективно сочетаться с мерами государственного регулирования и поддержки. Кризисные явления коснулись абсолютно всех сельскохозяйственных предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм производства. Более того, это вызывает цепную реакцию в смежных отраслях, затрагивая в конечном итоге интересы всей области. Социально-экономическое положение агропромышленного комплекса, несмотря на улучшение отдельных показателей его деятельности за последние два года, остается критическим.

Практика и опыт работы прошлых лет нашей страны, а также опыт многих других стран, переживших подобные кризисы, убедительно доказывают, что при любых условиях, при скудных материально-технических, финансовых и других ресурсах на первое место выдвигается человеческий фактор.

В связи с этим управление сельского хозяйства и продовольствия стремится совершенствовать работу с кадрами. За последнее время принят ряд нормативно-правовых документов: постановления коллегии: "О совершенствовании кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области", "О подготовке кадров в учебных заведениях", приказы: "О проведении очередной аттестации педагогических работников средних специальных учебных заведений", "Об итогах аттестации руководителей сельскохозяйственных предприятий в 1998 году", "Об организации целевой учебы и аттестации главных специалистов сельскохозяйственных предприятий в 1999 - 2000 году", "О проведении аттестации ответственных работников аппарата управления сельского хозяйства и продовольствия области".

Работа с кадрами ведется в основном через образование, то есть посредством их подготовки в аграрных образовательных учреждениях.

Образовательный комплекс села включает в себя 2 сельскохозяйственных лицея, 4 сельскохозяйственных профессиональных училища, 3 сельхозколледжа, Ивановскую государственную сельскохозяйственную академию и институт переподготовки кадров и агробизнеса.

Училища ежегодно выпускают более 800 юношей и девушек по самым разнообразным рабочим специальностям.

В системе среднего профессионального образования внедрена гибкая система подготовки кадров. Кроме традиционных отработанных специальностей: агрономия, зоотехния, ветеринария, механизация сельского хозяйства, бухгалтерский учет введено обучение и по новым для села специальностям: организация фермерского хозяйства, страховое дело, коммерция. Причем, если ранее во всех трех колледжах обучение специальностям не дублировалось, то последние годы подготовка по ряду одинаковых специальностей проводится во всех колледжах. Эта вынужденная мера проводится в связи с тем, что учеба и проезд к колледжу, удаленному от места жительства подростка, не обеспечивается финансовым положением сельской семьи.

Перестройка системы подготовки кадров затронула и высшее образование. В частности, в области отсутствовала подготовка собственных экономистов. Учитывая недостаточно качественный уровень работающих в хозяйствах экономистов и повышенное внимание к экономическим вопросам, в сельхозакадемии был открыт факультет по экономике и управлению аграрным производством. Прошли первые два выпуска экономистов.

В настоящее время в академии готовят новые специальности: сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования в сельском хозяйстве, землеустройство, агроэкология.

Молодежь охотно стремится поступить в сельхозакадемию, о чем свидетельствуют высокие конкурсы во время вступительных экзаменов. Около 85 процентов поступающих - это жители Ивановской области.

Чтобы улучшить состав обучающихся и обеспечить закрепление выпускников на работе в организациях сельскохозяйственных товаропроизводителей, проводится работа по приему так называемых "целевиков" на контрактной основе по договору между сельхозакадемией и управлением сельского хозяйства и продовольствия области.

(в ред. Закона Ивановской области от 14.05.2005 N 84-ОЗ)

Настоящим специалистом выпускник колледжа или сельхозакадемии становится лишь при приобретении производственного опыта, а этот опыт вначале опирается на основы профессиональных знаний, т.е. на базу знаний, полученную в учебных заведениях, а затем требует доводки в системе дополнительного послевузовского образования.

В связи с этим возрастает значимость работы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководящих работников и специалистов.

Первостепенное внимание в процессе обучения руководящего корпуса села уделяется вопросам экономической стабилизации в условиях кризиса и дальнейшего реформирования сельскохозяйственных предприятий, оформления прав собственности, налогообложения, основам юриспруденции и трудовых отношений, антикризисного управления, маркетинга, психологии принятия управленческих решений и другим.

В институте переподготовки кадров и агробизнеса ежегодно обучаются около 1100 человек. Обучение проходит не только в стенах института, но и под его кураторством непосредственно в районах. Создан Центр оценки кадрового потенциала работников сельского хозяйства, итоговой формой деятельности которого является аттестация руководителей и главных специалистов хозяйств. Завершилась аттестация руководителей хозяйств, среди которых более одной трети присвоена I квалификационная категория. Продолжается аттестация главных специалистов хозяйств.

По программе профессиональной переподготовки специалисты сельского хозяйства обучаются по следующим направлениям: организация правового обучения, менеджмент общий и менеджмент персонала, антикризисное управление, программное обеспечение вычислительной техники, организация воспроизводства стада.

Учеба с рядовыми специалистами, кадрами среднего звена, работниками массовых профессий ведется непосредственно в хозяйствах и районных управлениях сельского хозяйства в рамках университета сельскохозяйственных знаний.

Вместе с тем, наряду с отдельными позитивными моментами в работе по кадровому обеспечению сельского хозяйства, четко обозначились негативные тенденции. Анализ положения дел в сельскохозяйственном производстве позволяет сделать вывод о том, что многие недостатки и упущения являются прямым следствием крайне неудовлетворительной работы по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.

В большинстве сельхозпредприятий отсутствуют профессионалы по их управлению. Многие руководители и специалисты психологически не воспринимают сельскохозяйственное производство как бизнес.

Острой проблемой является проблема подбора и подготовки руководителей хозяйств, так как в сложившихся условиях, когда избрание на должность руководителя осуществляется коллективами хозяйств, к управлению производством приходят "случайные" работники, не обладающие необходимыми для руководителя качествами и не имеющие соответствующего профессионального образования или опыта работы в системе АПК. За годы проведения реформ снизилась доля руководителей, имеющих высшее образование. Лишь две трети директорского корпуса закончили институт. Возрастает число хозяйственников со средним специальным образованием, а в ряде хозяйств руководителями работают так называемые "практики", имеющие за плечами только среднюю школу. Возрастает число пенсионеров, из молодых руководителей лишь пятеро по возрасту до 30 лет. Все это ухудшает качественный состав руководящих кадров. Недостаточный образовательный уровень, отсутствие должного профессионализма, высокий возрастной ценз являются причиной большой сменяемости руководящего корпуса. Сменяемость руководителей возросла до 21,0%.

В связи с этим особую актуальность приобретает организация работы по формированию действенного резерва руководящих кадров. Фактически последние годы он отсутствовал. В силу объективных причин пришлось отказаться от формирования резерва на каждое хозяйство. В настоящее время резерв руководящих кадров сформирован из числа главных специалистов I категории из расчета иметь в резерве 2 - 4 человека на район. Разработана учебная программа для данной категории слушателей, определены сроки их обучения. Но поскольку хозяйства не заинтересованы готовить своих специалистов "на сторону", возникают большие сложности по их направлению на учебу за счет средств посылающих хозяйств, поэтому необходимы средства для подготовки резервистов.

В области наблюдается тенденция снижения числа работающих в сельскохозяйственном производстве специалистов, кадров среднего звена и работников массовых профессий. За годы реформ, то есть за период с 1992 года по 1999 год численность работников села сократилась более чем вдвое. В 1992 году всех работников было около 60 тысяч человек, а на 1 января 2001 года в сельскохозяйственном производстве работало 29,0 тысячи человек, или 48% к уровню начала реформ. В настоящее время село недосчитывает более 31 тысячи своих работников.

Руководящий корпус села, включающий в себя руководителей хозяйств, специалистов, кадры среднего звена, сократился с 8,1 тысячи человек до 5,0 тысячи человек. Сокращение численности коснулось всех категорий специалистов, кроме главных бухгалтеров, так как в процессе реформирования возросло количество хозяйств. У главных специалистов наибольшее сокращение произошло среди главных экономистов, которых уволено 72 человека, среди рядовых специалистов - инженеров. Инженерная служба сократилась на 513 человек. Средняя обеспеченность инженерами на каждое хозяйство упала с 4 до 2,15 человека.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»