Виды инвестиций, характеризующие инвестиционную деятельность, и их структура
январь - | в % к итогу | ||
январь - | январь - | ||
1. Инвестиции в нефинансовые активы (без | 18250,6 | 100 | 100 |
инвестиции в основной капитал | 17806,6 | 97,6 | 98,8 |
инвестиции в нематериальные активы | 43,5 | 0,2 | 0,1 |
инвестиции в другие нефинансовые активы | 6,5 | менее 0,1 | менее 0,1 |
приобретено основных средств, бывших в | 394,0 | 2,2 | 1,1 |
2. Иностранные инвестиции, тыс. долларов | 67606,6 | 100 | 100 |
прямые | 6816,9 | 30,5 | 26,8 |
портфельные | - | - | менее 0,1 |
прочие | 60789,7 | 99,5 | 73,2 |
Кроме того, в регионе отсутствуют подготовленные земельные участки (инвестиционные площадки), обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и предназначенные для размещения инвесторами объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов). Наличие таких площадок, с учетом жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов, является необходимым. Площади же действующих или бывших производств зачастую находятся в упадке либо не подходят под современные технологии. Поэтому необходимо создавать территории для промышленного развития - инвестиционные площадки.
Под инвестиционными площадками понимаются организованные (обустроенные) по единому проекту планировки для целей промышленной застройки земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.
При этом инженерная инфраструктура включает в себя объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой, промышленной и ливневой канализации), телекоммуникаций, пожарной безопасности. Транспортная инфраструктура - подъездные и внутриплощадочные автомобильные дороги, а также железнодорожные пути.
Инвестиционные площадки предназначены для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений и т.п.) и сопутствующих им сервисов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.
Абзац 5 ИСКЛЮЧЕН - Постановление Правительства Ивановской области Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П.
Чтобы увеличить объемы ВРП и пополнить консолидированный бюджет области, нужны инвестиции в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. Для осуществления таких инвестиций в России действует Инвестиционный фонд. Однако в Ивановской области по состоянию на 2011 год не разработано ни одного масштабного инвестиционного проекта, который мог бы быть представлен для реализации в Инвестиционный фонд Российской Федерации и иностранным инвесторам для привлечения инвестиций. Разработка подобных проектов занимает достаточно длительное время и является дорогостоящей, поскольку предполагает привлечение иностранных и (или) российских консультантов с мировым опытом. Для реализации таких масштабных проектов необходимо привлекать институты развития. Имеется возможность участвовать в программах, предоставляющих на конкурсной основе гранты или кредиты на оказание финансовой помощи на предпроектную подготовку региональных значимых проектов.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) как новая форма хозяйствования должно стать важнейшим рычагом в реализации основных целей, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Проекты ГЧП представляют собой особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Основные практические формы ГЧП, которые следует использовать при создании новых проектов:
- строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры;
- строительство объектов социальной инфраструктуры (лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения), коммунальных сооружений (объектов канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.
Данные виды деятельности являются первоочередными для "прорывного" развития Ивановской области. В условиях нехватки средств для реализации поставленных задач форма ГЧП является оптимальной для осуществления социально важных проектов и перспективных "точек роста" для региона.
Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий и рисков собственника частному сектору. В экономику привносятся своего рода частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов. Таким образом, данный вид экономического сотрудничества является взаимовыгодным, так как бизнес получает прибыльные проекты, а государство, в свою очередь, решает проблему дефицита бюджетных средств.
Кроме того, при ГЧП более эффективно и прозрачно происходит работа с инвестором.
Другими преимуществами ГЧП являются:
- возможность развития крупных и сложных объектов, в том числе инфраструктурных;
- возможность стимулирования творческих и инновационных подходов при реализации конкретных инвестиционных проектов;
- возможность сокращения стоимости и времени осуществления проекта;
- возможность перераспределения рисков между участниками проекта;
- возможность привлечения в проект на наиболее приемлемых условиях крупных и опытных частных партнеров через процесс открытого конкурса;
- применение знания, опыта и технологий частного сектора;
- сохранение у государства окончательного права собственности над объектом.
С целью расширения предложений для инвесторов рассматривается возможность создания особых экономических зон регионального уровня (далее - ОЭЗ РУ) как эффективного макроэкономического инструмента привлечения инвестиций в экономику Ивановской области. Такие зоны позволят привлечь в Ивановскую область новых инвесторов, предоставить особый правовой режим для бизнеса, включающего налоговые, таможенные и административные преференции.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
2.2.1. Опыт решения в Ивановской области.
На протяжении последних лет главной целью привлечения инвестиций в Ивановскую область было ее экономическое развитие, создание новых рабочих мест.