Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"

Таблица 2

Виды инвестиций, характеризующие инвестиционную деятельность, и их структура


январь -
 декабрь
 2010 года

в % к итогу

январь -
 декабрь
 2010 года

январь -
 декабрь
 2009 года

1. Инвестиции в  нефинансовые  активы  (без
 учета  субъектов  малого
 предпринимательства), млн. рублей

18250,6

100

100

инвестиции в основной капитал

17806,6

97,6

98,8

инвестиции в нематериальные активы

43,5

0,2

0,1

инвестиции в другие нефинансовые активы

6,5

менее 0,1

менее 0,1

приобретено  основных  средств,  бывших  в
 употреблении у других организаций

394,0

2,2

1,1

2. Иностранные  инвестиции,  тыс.  долларов
 США

67606,6

100

100

прямые

6816,9

30,5

26,8

портфельные

-

-

менее 0,1

прочие

60789,7

99,5

73,2

Кроме того, в регионе отсутствуют подготовленные земельные участки (инвестиционные площадки), обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и предназначенные для размещения инвесторами объектов инвестиционной деятельности (промышленных объектов). Наличие таких площадок, с учетом жесткой конкуренции между регионами за привлечение крупных инвесторов, является необходимым. Площади же действующих или бывших производств зачастую находятся в упадке либо не подходят под современные технологии. Поэтому необходимо создавать территории для промышленного развития - инвестиционные площадки.

Под инвестиционными площадками понимаются организованные (обустроенные) по единому проекту планировки для целей промышленной застройки земельные участки, обеспеченные необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

При этом инженерная инфраструктура включает в себя объекты газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (хозяйственно-бытовой, промышленной и ливневой канализации), телекоммуникаций, пожарной безопасности. Транспортная инфраструктура - подъездные и внутриплощадочные автомобильные дороги, а также железнодорожные пути.

Инвестиционные площадки предназначены для размещения и нормального функционирования различных производств (центров, подразделений и т.п.) и сопутствующих им сервисов, ориентированных на использование единой инфраструктуры.

Абзац 5 ИСКЛЮЧЕН - Постановление Правительства Ивановской области Ивановской области от 17.12.2013 N 533-П.

Чтобы увеличить объемы ВРП и пополнить консолидированный бюджет области, нужны инвестиции в крупные инновационные и инфраструктурные проекты. Для осуществления таких инвестиций в России действует Инвестиционный фонд. Однако в Ивановской области по состоянию на 2011 год не разработано ни одного масштабного инвестиционного проекта, который мог бы быть представлен для реализации в Инвестиционный фонд Российской Федерации и иностранным инвесторам для привлечения инвестиций. Разработка подобных проектов занимает достаточно длительное время и является дорогостоящей, поскольку предполагает привлечение иностранных и (или) российских консультантов с мировым опытом. Для реализации таких масштабных проектов необходимо привлекать институты развития. Имеется возможность участвовать в программах, предоставляющих на конкурсной основе гранты или кредиты на оказание финансовой помощи на предпроектную подготовку региональных значимых проектов.

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) как новая форма хозяйствования должно стать важнейшим рычагом в реализации основных целей, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Проекты ГЧП представляют собой особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Основные практические формы ГЧП, которые следует использовать при создании новых проектов:

- строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры;

- строительство объектов социальной инфраструктуры (лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения), коммунальных сооружений (объектов канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами.

Данные виды деятельности являются первоочередными для "прорывного" развития Ивановской области. В условиях нехватки средств для реализации поставленных задач форма ГЧП является оптимальной для осуществления социально важных проектов и перспективных "точек роста" для региона.

Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ГЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности передавать часть правомочий и рисков собственника частному сектору. В экономику привносятся своего рода частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов. Таким образом, данный вид экономического сотрудничества является взаимовыгодным, так как бизнес получает прибыльные проекты, а государство, в свою очередь, решает проблему дефицита бюджетных средств.

Кроме того, при ГЧП более эффективно и прозрачно происходит работа с инвестором.

Другими преимуществами ГЧП являются:

- возможность развития крупных и сложных объектов, в том числе инфраструктурных;

- возможность стимулирования творческих и инновационных подходов при реализации конкретных инвестиционных проектов;

- возможность сокращения стоимости и времени осуществления проекта;

- возможность перераспределения рисков между участниками проекта;

- возможность привлечения в проект на наиболее приемлемых условиях крупных и опытных частных партнеров через процесс открытого конкурса;

- применение знания, опыта и технологий частного сектора;

- сохранение у государства окончательного права собственности над объектом.

С целью расширения предложений для инвесторов рассматривается возможность создания особых экономических зон регионального уровня (далее - ОЭЗ РУ) как эффективного макроэкономического инструмента привлечения инвестиций в экономику Ивановской области. Такие зоны позволят привлечь в Ивановскую область новых инвесторов, предоставить особый правовой режим для бизнеса, включающего налоговые, таможенные и административные преференции.

2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике

2.2.1. Опыт решения в Ивановской области.

На протяжении последних лет главной целью привлечения инвестиций в Ивановскую область было ее экономическое развитие, создание новых рабочих мест.