Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 - 2003 ГОДЫ

Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно - целевыми методами


Настоящая Программа разработана управлением социальной защиты населения администрации Ивановской области во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О государственной службе медико - социальной экспертизы" от 03.04.96 N 392 и "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 г. г." от 14.01.2000 N 36, пункта 5 раздела 2 "Протокола заседания Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации" от 14.12.99 N 11 и распоряжения Председателя Правительства Ивановской области "О создании рабочей группы по разработке комплексной целевой программы развития государственной службы медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области на 2000 - 2003 г. г." от 26.07.2000 N 42-р.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного контингента лиц, имеющих признаки инвалидности.

По прогнозным оценкам Министерства труда и социального развития Российской Федерации в связи с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в ближайшие годы ожидается увеличение численности инвалидов в 2 и более раза, что определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер, обеспечивающих интеграцию инвалидов в общество.

В 2000 г. в Ивановской области проживало около 76 тысяч инвалидов, или 6,1% от населения области. Впервые признано инвалидами 9287 человек, причем более половины из них - лица трудоспособного возраста. Ежегодно первичными бюро медико - социальной экспертизы области освидетельствуется около 30 тыс. больных и инвалидов (1997 г. - 26082 человека, 1998 г. - 28399 человек, 1999 г. - 29035 человек, 2000 г. - 30681 человек). Тенденция к росту числа освидетельствований сохраняется.

Население Ивановской области оказалось наименее обеспеченным экспертной помощью по сравнению с соседними областями и в целом с Российской Федерацией (количество населения на 1 специалиста: в Ивановской - 34,2 тыс. человек; Костромской - 28,9; Владимирской - 14,2; Ярославской - 11,2; Российской Федерации - 21,7).

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ учреждения медико - социальной экспертизы (МСЭ) должны освидетельствовать более 3,5 тыс. детей - инвалидов в возрасте до 16 лет, освидетельствование которых в настоящее время проводится в учреждениях здравоохранения.

В 1997 г. было принято постановление Главы администрации Ивановской области "Об организации государственной службы медико - социальной экспертизы в Ивановской области" от 27.03.97 N 185, которое свелось лишь к переименованию врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в учреждения медико - социальной экспертизы.

Из-за отсутствия финансирования основные положения постановления остались не выполненными.

По состоянию на 1 ноября 2000 г. в области работало 12 первичных бюро медико - социальной экспертизы (8 - общего профиля: 7 - межрайонных, одно - Кинешемское городское и 4 - специализированных: кардиологическое, офтальмологическое, психиатрическое, и на 0,25 ставки - фтизиатрическое). Главное бюро МСЭ состоит из двух составов специалистов.

Исходя из численности постоянного населения Ивановской области (на 1 января 2000 г. - 1218,5 тыс. человек) и числа освидетельствований в области должно быть дополнительно создано 3,75 состава первичных бюро МСЭ (одно первичное бюро полагается на 70 - 90 тыс. взрослого населения при условии освидетельствования 1800 - 2000 человек в год). Кроме того, должен быть дополнительно создан 1 состав главного бюро МСЭ (1 состав главного бюро - на 4 первичных бюро МСЭ).

Необходимость создания педиатрического бюро МСЭ связана с передачей функции освидетельствования детей - инвалидов в возрасте до 16 лет из учреждений здравоохранения в учреждения медико - социальной экспертизы, ведением их учета и предоставлением отчетности в органы государственной статистики по форме 7 д. Педиатрические бюро МСЭ уже созданы и функционируют в 56 субъектах Российской Федерации, в том числе в соседних - Владимирской, Костромской, Нижегородской и Ярославской областях.

Потребность в создании психиатрического бюро МСЭ N 2 вызвана увеличением количества больных и инвалидов, страдающих психическими расстройствами и обращающимися на медико - социальную экспертизу за определением мер социальной защиты. Кроме того, ежегодно более 600 психически больных проходят освидетельствование в бюро общего профиля (Вичугском, Кинешемских бюро и других), что является нарушением Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Учитывая рост заболеваемости и инвалидности вследствие туберкулеза, необходимо расширить располагающееся на базе объединения "Фтизиатрия" фтизиатрическое бюро МСЭ с 0,25 ставки - до 0,5 ставки.

Создание межрайонного бюро МСЭ общего профиля на 1,5 ставки будет способствовать улучшению медико - экспертного обслуживания населения муниципальных образований, расположенных вблизи г. Иванова.

Для проведения работы по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов в штаты учреждений медико - социальной экспертизы должны быть введены специалисты по реабилитации, социальной работе, психологи (всего 36,75 ставки), из расчета 3 специалиста на одно бюро.

В области отсутствуют специализированные учреждения, проводящие реабилитацию инвалидов, в связи с чем имеется необходимость создания областных центров медико - социальной реабилитации инвалидов и детей - инвалидов.

Необходимо улучшение материально - технического обеспечения службы медико - социальной экспертизы. Учреждения МСЭ нуждаются в обеспечении автотранспортом для проведения выездных заседаний в городах и районах области, выездов на дом к нетранспортабельным тяжелобольным и инвалидам.

С целью формирования банка данных о гражданах, прошедших медико - социальную экспертизу и признанных инвалидами, бюро МСЭ нуждаются в компьютеризации.

Важной задачей является подготовка кадров и повышение квалификации специалистов учреждений медико - социальной экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения. Поэтому необходимо организовать в структуре управления социальной защиты населения администрации Ивановской области отдел по медико - социальной экспертизе и реабилитации инвалидов.

Принятие областной целевой программы "Развитие государственных служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области" будет способствовать решению сложившихся проблем, развитию сети учреждений медико - социальной экспертизы и реабилитации, укреплению их материально - технической базы, совершенствованию работы по реабилитации инвалидов и интеграции их в общество.