ЗАКОН
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 июля 2001 года N 38-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 - 2003 ГОДЫ
ДЕЙСТВИЕ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИОСТАНОВЛЕНО НА 2003 ГОД:
ЗАКОН Ивановской области от 30.12.2002 N 102-ОЗ
ДЕЙСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИОСТАНОВЛЕНО:
ЗАКОН Ивановской области от 27.12.2001 N 88-ОЗ
ИЗМЕНЕНИЯ:
ЗАКОН Ивановской области от 25.12.2002 N 99-ОЗ
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N184-ФЗ (в редакции от 08.02.2001 N 3-ФЗ) и статьей 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области (в редакции от 04.12.2000 N 77-ОЗ).
Статья 1. 1.
Утвердить областную целевую программу "Развитие государственных служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области" на 2001 - 2003 годы (прилагается).
2. Финансирование областной целевой программы "Развитие государственных служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области" на 2001 - 2003 годы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных Законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава администрации
Ивановской области
В.И.ТИХОНОВ
к Закону
Ивановской области
от 10.07.2001 N 38-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие государственных служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области" на 2001 - 2003 г. г.
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 г. г." от 14.01.2000 N 36 |
Заказчик Программы | Управление социальнойзащитынаселения администрации Ивановской области |
Основные разработчики Программы | Управление социальнойзащитынаселения администрации Ивановской области, управление здравоохранения администрации Ивановской области |
Цель и задачи Программы | Снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки инвалидов, повышение эффективности деятельности государственной службы медико - социальной экспертизы |
Сроки реализации Программы | 2001 - 2003 г. г. |
Основные исполнители Программы | Управление социальнойзащитынаселения администрации Ивановской области, управление здравоохранения администрации Ивановской области, органы и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований в Ивановской области |
Объемы и источники финансирования Программы | 164570,2 тыс. руб. из средств федерального, областного и местного {*} бюджетов, в том числе: федеральный бюджет - 156700,0 тыс. руб., областной бюджет - 9986,6 тыс. руб., местные бюджеты - 459,9 тыс. руб.; из них: в 2001 г. - 48596,3 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 43000,0 тыс. руб., областной бюджет - 5136,4 тыс. руб., местные бюджеты {*} - 459,9 тыс. руб.; в 2002 г. - 55661,2 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 51700,0 тыс. руб., областной бюджет - 3961,2 тыс. руб.; в 2003 г. - 62889,0 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 62000,0 тыс. руб., областной бюджет - 889,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышениеэффективностидеятельности государственной службы медико - социальной экспертизы и мероприятий по реабилитации инвалидов |
Контроль за исполнением Программы | Контроль осуществляет Законодательное Собрание Ивановской области, управление социальной защиты населения администрации Ивановской области |
{*} - по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований в Ивановской области.
Настоящая Программа разработана управлением социальной защиты населения администрации Ивановской области во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О государственной службе медико - социальной экспертизы" от 03.04.96 N 392 и "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 г. г." от 14.01.2000 N 36, пункта 5 раздела 2 "Протокола заседания Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации" от 14.12.99 N 11 и распоряжения Председателя Правительства Ивановской области "О создании рабочей группы по разработке комплексной целевой программы развития государственной службы медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области на 2000 - 2003 г. г." от 26.07.2000 N 42-р.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного контингента лиц, имеющих признаки инвалидности.
По прогнозным оценкам Министерства труда и социального развития Российской Федерации в связи с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в ближайшие годы ожидается увеличение численности инвалидов в 2 и более раза, что определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер, обеспечивающих интеграцию инвалидов в общество.
В 2000 г. в Ивановской области проживало около 76 тысяч инвалидов, или 6,1% от населения области. Впервые признано инвалидами 9287 человек, причем более половины из них - лица трудоспособного возраста. Ежегодно первичными бюро медико - социальной экспертизы области освидетельствуется около 30 тыс. больных и инвалидов (1997 г. - 26082 человека, 1998 г. - 28399 человек, 1999 г. - 29035 человек, 2000 г. - 30681 человек). Тенденция к росту числа освидетельствований сохраняется.
Население Ивановской области оказалось наименее обеспеченным экспертной помощью по сравнению с соседними областями и в целом с Российской Федерацией (количество населения на 1 специалиста: в Ивановской - 34,2 тыс. человек; Костромской - 28,9; Владимирской - 14,2; Ярославской - 11,2; Российской Федерации - 21,7).
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ учреждения медико - социальной экспертизы (МСЭ) должны освидетельствовать более 3,5 тыс. детей - инвалидов в возрасте до 16 лет, освидетельствование которых в настоящее время проводится в учреждениях здравоохранения.
В 1997 г. было принято постановление Главы администрации Ивановской области "Об организации государственной службы медико - социальной экспертизы в Ивановской области" от 27.03.97 N 185, которое свелось лишь к переименованию врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в учреждения медико - социальной экспертизы.
Из-за отсутствия финансирования основные положения постановления остались не выполненными.
По состоянию на 1 ноября 2000 г. в области работало 12 первичных бюро медико - социальной экспертизы (8 - общего профиля: 7 - межрайонных, одно - Кинешемское городское и 4 - специализированных: кардиологическое, офтальмологическое, психиатрическое, и на 0,25 ставки - фтизиатрическое). Главное бюро МСЭ состоит из двух составов специалистов.
Исходя из численности постоянного населения Ивановской области (на 1 января 2000 г. - 1218,5 тыс. человек) и числа освидетельствований в области должно быть дополнительно создано 3,75 состава первичных бюро МСЭ (одно первичное бюро полагается на 70 - 90 тыс. взрослого населения при условии освидетельствования 1800 - 2000 человек в год). Кроме того, должен быть дополнительно создан 1 состав главного бюро МСЭ (1 состав главного бюро - на 4 первичных бюро МСЭ).
Необходимость создания педиатрического бюро МСЭ связана с передачей функции освидетельствования детей - инвалидов в возрасте до 16 лет из учреждений здравоохранения в учреждения медико - социальной экспертизы, ведением их учета и предоставлением отчетности в органы государственной статистики по форме 7 д. Педиатрические бюро МСЭ уже созданы и функционируют в 56 субъектах Российской Федерации, в том числе в соседних - Владимирской, Костромской, Нижегородской и Ярославской областях.
Потребность в создании психиатрического бюро МСЭ N 2 вызвана увеличением количества больных и инвалидов, страдающих психическими расстройствами и обращающимися на медико - социальную экспертизу за определением мер социальной защиты. Кроме того, ежегодно более 600 психически больных проходят освидетельствование в бюро общего профиля (Вичугском, Кинешемских бюро и других), что является нарушением Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Учитывая рост заболеваемости и инвалидности вследствие туберкулеза, необходимо расширить располагающееся на базе объединения "Фтизиатрия" фтизиатрическое бюро МСЭ с 0,25 ставки - до 0,5 ставки.
Создание межрайонного бюро МСЭ общего профиля на 1,5 ставки будет способствовать улучшению медико - экспертного обслуживания населения муниципальных образований, расположенных вблизи г. Иванова.
Для проведения работы по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов в штаты учреждений медико - социальной экспертизы должны быть введены специалисты по реабилитации, социальной работе, психологи (всего 36,75 ставки), из расчета 3 специалиста на одно бюро.
В области отсутствуют специализированные учреждения, проводящие реабилитацию инвалидов, в связи с чем имеется необходимость создания областных центров медико - социальной реабилитации инвалидов и детей - инвалидов.
Необходимо улучшение материально - технического обеспечения службы медико - социальной экспертизы. Учреждения МСЭ нуждаются в обеспечении автотранспортом для проведения выездных заседаний в городах и районах области, выездов на дом к нетранспортабельным тяжелобольным и инвалидам.
С целью формирования банка данных о гражданах, прошедших медико - социальную экспертизу и признанных инвалидами, бюро МСЭ нуждаются в компьютеризации.
Важной задачей является подготовка кадров и повышение квалификации специалистов учреждений медико - социальной экспертизы.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения. Поэтому необходимо организовать в структуре управления социальной защиты населения администрации Ивановской области отдел по медико - социальной экспертизе и реабилитации инвалидов.
Принятие областной целевой программы "Развитие государственных служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Ивановской области" будет способствовать решению сложившихся проблем, развитию сети учреждений медико - социальной экспертизы и реабилитации, укреплению их материально - технической базы, совершенствованию работы по реабилитации инвалидов и интеграции их в общество.
Основными целями программы являются снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимальная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Для достижения основных целей программы требуется решение следующих задач:
1. Развитие инфраструктуры учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, совершенствование их организационного, материально - технического, правового, информационного и кадрового обеспечения.
2. Создание информационной системы по проблемам инвалидов и инвалидности.
3. Совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
4. Создание центра медико - социальной реабилитации инвалидов и совершенствование его деятельности.
5. Повышение эффективности управления и координации деятельности бюро медико - социальной экспертизы и других учреждений, занятых в сфере реабилитации инвалидов.
Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Ограничить рост инвалидности в области и повысить качество жизни инвалидов.
2. Создать сеть учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы и укомплектовать ее кадрами для повышения эффективности решения поставленных перед службой задач.
3. Создать условия для выполнения мероприятий по индивидуальным программам реабилитации и интеграции инвалидов в обществе.
4. Повысить качество медико - социальной экспертизы и улучшить реабилитацию инвалидов в Ивановской области.
N п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Исполнители | Источники финансирования | Стоимость (тыс. руб.) | в т. ч. фонд заработной платы (с начислениями) | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
I. Развитие сети учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы | |||||||||||||||||||
1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. | Открыть первичные бюро медико - социальной экспертизы специализированные: педиатрическое, психиатрическое N 2, фтизиатрическое (0,25 ставки); межрайонное общего профиля для обслуживания населения муниципальных образований, прилегающих к областному центру, и лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (1,5 ставки)- Действие пп.1.1.2, 1.1.3, 1.2 п. 1 приостановлено- ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200100270.doc. (ДЕЙСТВИЕ ПРИОСТНОВЛЕНО - ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200200367.doc) | 2001 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет областной бюджет | 245,0 204,5 39,2 270,4 | 187,2 146,7 34,1 212,6 | |||||||||||||
2. | Открыть состав N 3 главного бюро медико - социальной экспертизы - Действие п.2 раздела I приостановлено-ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200100270.doc(ДЕЙСТВИЕ ПРИОСТНОВЛЕНО - ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200200367.doc) | 2002 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 222,3 | 164,5 | |||||||||||||
3. | Ввести в штатное расписание состава N 2 главного бюро медико - социальной экспертизы ставку врача - педиатра | 2001 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 21,3 | 18,3 | |||||||||||||
4.1. | Ввести в штатные расписания: состава N 2 главного и специализированных бюро медико - социальной экспертизы ставки специалиста по реабилитации, специалиста по социальной работе и психолога (всего 12,75 единиц, в том числе специалиста по реабилитации - 4,25 единиц, специалиста по социальной работе - 4,25 единиц и психолога - 4,25 единиц), | 2001 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 242,1 | 203,8 | |||||||||||||
4.2. | Рекомендовать органам и должностным лицам местного самоуправления ввести в штатные расписания подведомственных межрайонных бюро медико - социальной экспертизы (Вичугского, Шуйского, Фурмановского, г. Иванова NN 1, 2, 3; Кинешемского межрайонного и Кинешемского городского) общего профиля 24,0 единицы, в том числе в каждое бюро по одной ставке психолога, специалиста по реабилитации, специалиста по социальной работе) | 2001 г. | Органы местного самоуправления г. г. Иванова, Вичуги, Кинешмы, Фурманова, Шуи, Кинешемского района | Местные бюджеты {*} | 459,9 | 387,9 | |||||||||||||
5. | Организовать областное государственное учреждение "Государственная служба медико - социальной экспертизы Ивановской области" | 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 90,7 | 70,7 | |||||||||||||
II. Совершенствование работы по реабилитации инвалидов и интеграции их в общество | |||||||||||||||||||
6. | Организовать отдел медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в управлении социальной защиты населения -Действие п.6 раздела II приостановлено-ЗАКОН Ивановской области (ДЕЙСТВИЕ ПРИОСТНОВЛЕНО - ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200200367.doc) | 2002 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 65,6 | 62,6 | |||||||||||||
7. | Открыть Ивановский областной центр медико - социальной реабилитации инвалидов (на базе санатория - профилактория "Здоровье") | 2001 г. | Управление социальной защиты населения, управление жилищно - коммунального хозяйства | Областной бюджет | 4000,0 | 470,0 | |||||||||||||
8. | Открыть Ивановский областной центр медико - социальной реабилитации детей - инвалидов- Действие п.8 раздела II приостановлено-ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200100270.doc (ДЕЙСТВИЕ ПРИОСТНОВЛЕНО - ЗАКОН Ивановской области c:\content\ngr\RU37DMJ200200367.doc) | 2002 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 2485,6 | 489,1 | |||||||||||||
9. | Обеспечить инвалидов по показаниям: | ||||||||||||||||||
9.1. | протезно - ортопедическими изделиями | 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области, протезно - ортопедическое предприятие | Федеральный бюджет | 14600,0 17500,0 21000,0 | - - - | |||||||||||||
9.2. | средствами передвижения (автомобили, мотоколяски, кресловелоизделия) | 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Федеральный бюджет | 28400,0 34200,0 41000,0 | - - - | |||||||||||||
10. | Обучить 216 инвалидов на учебно - курсовой базе управления социальной защиты населения (ежегодно 72 человека) Приобрести для учебного автотранспорта гараж (блок - модуль) (п. 10 в ред. Закона Ивановской области ) | 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 228,0 181,2 328,3 | - | |||||||||||||
11. | Усилить контроль за выполнением постановления Главы администрации Ивановской области "О формировании среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения" от 23.06.99 N 402 | 2001 - 2003 г. г. | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
12. | Подготовить правовой акт Главы администрации Ивановской области о порядке разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов | 2002 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
13. | Создать совет по делам инвалидов при Губернаторе Ивановской области | 2002 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
14. | Обеспечить освещение проблем инвалидности и инвалидов в средствах массовой информации, доступность средств массовой информации для лиц с ограниченными возможностями | 2001 - 2003 г. г. | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
III. Укрепление материально - технической базы государственной службы медико - социальной экспертизы | |||||||||||||||||||
15. | Приобрести автотранспорт для организации выездных заседаний и проведения освидетельствований на дому тяжелобольных и нетранспортабельных инвалидов, приобрести для автотранспорта медико - социальной экспертизы гаражи (блок - модули) (п. 15 в ред. Закона Ивановской области ) | 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 300,0 392,4 300,0 | - | |||||||||||||
16. | Приобрести 9 персональных компьютеров для учреждений медико - социальной экспертизы с целью создания автоматизированной системы учета лиц, прошедших медико - социальную экспертизу и признанных инвалидами (ежегодно 3 компьютера) | 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 75,0 75,0 75,0 | - | |||||||||||||
IV. Повышение квалификации специалистов учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы и совершенствование методической работы | |||||||||||||||||||
17. | Организовать обучение на курсах повышения квалификации 15 специалистов учреждений медико - социальной экспертизы в Санкт - Петербургском институте усовершенствования врачей - экспертов (ежегодно 5 человек) | 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 25,0 25,0 25,0 | ||||||||||||||
18. | Провести очередную сертификацию специалистов учреждений медико - социальной экспертизы | 2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области | Областной бюджет | 70,0 | ||||||||||||||
19. | Подготовить и опубликовать информационные письма, брошюры, сборник научно - практических работ по актуальным вопросам медико - социальной экспертизы, профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов в Ивановской области | 2001 - 2003 г. г. | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
20. | В целях улучшения медико - экспертного обслуживания населения и повышения качества медико - социальной экспертизы проводить ежеквартальные научно - практические конференции на базе главного бюро медико - социальной экспертизы | 2001 - 2003 г. г. (ежеквар- тально) | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
21. | Обеспечить учреждения медико - социальной экспертизы методической литературой | 2001 - 2003 г. г. | Управление социальной защиты населения администрации области | - | - | - | |||||||||||||
22. Итого | 2001 г. | Всего в том числе | 48596,3 | 1267,2 | |||||||||||||||
Федеральный бюджет | 43000,0 | - | |||||||||||||||||
Областной бюджет | 5136,4 | 879,3 | |||||||||||||||||
Местные бюджеты {*} | 459,9 | 387,9 | |||||||||||||||||
23. Итого | 2002 г. | Всего в том числе | 55661,2 | 1109,6 | |||||||||||||||
Федеральный бюджет | 51700,0 | - | |||||||||||||||||
Областной бюджет | 3961,2 | 1109,6 | |||||||||||||||||
Местные бюджеты {*} | - | - | |||||||||||||||||
24. Итого | 2003 г. | Всего в том числе | 62889, 0 | 70,7 | |||||||||||||||
Федеральный бюджет | 62000, 0 | - | |||||||||||||||||
Областной бюджет | 889,0 | 70,7 | |||||||||||||||||
Местные бюджеты {*} | - | - | |||||||||||||||||
25. Всего | 2001 - 2003 г. г. | Всего том числе | 167146,5 | 2447,5 | |||||||||||||||
Федеральный бюджет | 156700,0 | - | |||||||||||||||||
Областной бюджет | 9986,6 | 2059,6 | |||||||||||||||||
Местные бюджеты {*} | 459,9 | 387,9 |
Средства местных (муниципальных) бюджетов используются по согласованию с соответствующими представительными органами местного самоуправления муниципальных образований.