ЗАКОН
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 февраля 1995 года N 3-ОЗ
О КУЛЬТУРЕ
УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Ивановской области от 24.10.2005 N 143-ОЗ
ИЗМЕНЕНИЯ:
ЗАКОН Ивановской области от 21.10.2002 N 69-ОЗ
ЗАКОН Ивановской области от 06.11.2002 N 75-ОЗ
ЗАКОН Ивановской области от 11.06.2003 N 49-ОЗ
Закон Ивановской области от 11.01.2005 N 6-ОЗ
Закон Ивановской области "О культуре" разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре," иным федеральным законодательством, а также законодательными и иными нормативными актами Законодательного собрания и администрации Ивановской области, именуемых в дальнейшем органами государственной власти области. Закон устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в области культуры, являющейся совокупностью духовных и материальных ценностей, основой развития и реализации личности, гуманизации общества и сохранения национальной самобытности народов, утверждения их достоинства.
Задачами закона Ивановской области "О культуре" являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Ивановской области на культурную деятельность;
- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических общностей на территории области;
- определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
- определение принципов государственной культурной политики на территории Ивановской области, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства органов государственной власти области, органов местного самоуправления в творческие процессы.
1. Закон Ивановской области "О культуре" включает в себя положения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и принятых в соответствии с ними нормативных актов.
2. Законодательные и иные нормативные акты Законодательного собрания и администрации Ивановской области по вопросам, касающимся культуры, должны соответствовать настоящему закону. В случае возникновения противоречий между издаваемыми актами и настоящим законом действует закон.
3. Нормативные акты Ивановской области в сфере культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящим законом и иными законодательными актами о культуре.
Настоящий закон регулирует культурную деятельность в следующих направлениях:
- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
- самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- музейное дело и коллекционирование;
- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
- научные исследования культуры;
- международные культурные обмены;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех областных и местных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях областные программы развития согласовываются с Управлением культуры и искусства Ивановской области, местные(муниципальные) программы - с соответствующими структурными подразделениями органов местного самоуправления и подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе со стороны специалистов в области культуры, назначаемых органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.
(в ред. Закона Ивановской области от 21.10.2002 N 69-ОЗ, от 06.11.2002 N 75-ОЗ).
1. В Ивановской области культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
2. Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
3. Каждый человек имеет право:
- на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства;
- на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;
- на приобщение к культурным ценностям, на доступ в установленном порядке к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации;
- на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании;
- иметь собственность в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.
Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.
4. Граждане Российской Федерации на территории Ивановской области имеют право:
- создавать организации, учреждения, предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;
- создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях;
- вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
5. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются только законодательством Российской Федерации.
1. Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, гарантируется право на культурно-национальную автономию.
Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
2.Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:
- разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
- проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;
- содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
- создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, региональные и иные ассоциации.
3. Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом.
4. Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерба другим национальным общностям.
1. Культурное достояние и культурное наследие на территории Ивановской области находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино- фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития в Ивановской области обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления содействуют созданию и деятельности организаций творческих работников - творческих союзов, обеспечивают организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируются с ними при разработке мероприятий в сфере культуры.
Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления.
2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления способствуют ассоциациям, творческим союзам, гильдиям и иным объединениям творческих работников в их деятельности по социальной защите своих членов. В соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихся в собственности творческих союзов и объединений, в случае ее использования на уставные цели этих союзов и объединений.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления:
- реализуют принцип создания условий обеспечения доступности для граждан культурных ценностей и благ, имеющихся в областных и муниципальных организациях культуры;
- осуществляют бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости могут принимать в установленном порядке долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;
- способствуют развитию благотворительности, меценатства в области культуры.
1. Вмешательство органов государственной власти области, органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и объединений, государственных и негосударственных организаций культуры допустимо в случаях, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
2. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются федеральными, областными и местными программами сохранения и развития культуры.