2.1. Правовые основы создания и деятельности поисково-спасательного отряда составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (N 151, 1995 г.), Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (N 68, 1994 г.).
Непосредственная деятельность поисково-спасательного отряда, входящих в него смен и отдельных спасателей осуществляется на основании настоящего Положения, других руководящих и нормативных документов по вопросам предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Основными принципами деятельности поисково-спасательного отряда и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства поисково-спасательным отрядом;
- принцип оправданного риска и обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности поисково-спасательного отряда к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
2.3. Основными задачами поисково-спасательного отряда, которые в обязательном порядке возлагаются на него, являются:
- поддержание сил и средств поисково-спасательного отряда в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территории к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территории.
Кроме того в соответствии с законодательством Российской Федерации на поисково-спасательный отряд могут возлагаться задачи по:
- участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территории, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников администрации к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
- первоначальной оценке обстановки масштабов происшествия, а также прогнозированию развития чрезвычайных ситуаций;
- розыску и спасению людей, находящихся в завалах в зоне разрушения зданий и сооружений;
- оказанию первой медицинской помощи и эвакуации пострадавших из зон поражения;
- извлечению потерпевших аварию людей из автомобилей, поездов, других транспортных средств и оказанию им помощи;
- проведение комплекса мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами ртути и агрессивных жидкостей (кислот, щелочей и т.п.);
- оценке объекта, учреждения совместно с Федеральной службой безопасности (ФСБ) при получении сигнала о минировании (установке) взрывных устройств;
- организации взаимодействия с личным составом государственной противопожарной службы, службы экстренной медицинской помощи, охраны общественного порядка и другими формированиями, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2.4. Начальник и личный состав поисково-спасательного отряда несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач, организацию действий поисково-спасательного отряда в чрезвычайных ситуациях и его готовность.