Действующий

О ПРОГРАММЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Часть III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


3.1. Программа реализации природоохранных мероприятий

Экономическая ситуация в области и стране крайне неустойчива. Поэтому данную программу действий следует рассматривать как "живой механизм", подверженный периодической корректировке в соответствии с изменением экологической и экономической ситуации в Ивановской области, а также институциональными изменениями. Стоимость реализации указанных в программе внедрения мероприятий принята в рублях по состоянию на 01.01.99.

3.1.1. Стратегические направления действий в области охраны атмосферы

Как показано в обзоре состояния окружающей среды Ивановской области, основными источниками загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах являются автотранспорт и ТЭК. Причем, только в г. Иванове состояние воздушного бассейна характеризуется как неудовлетворительное. Поэтому основное внимание в данной программе сосредоточено именно на этих отраслях экономики. К стратегическим направлениям действий по ограничению воздействия этих отраслей экономики следует отнести:

1) в отношении автотранспорта:

- законодательное запрещение использования на территории области этилированного бензина;

- оборудование действующих АЗС системами улавливания паров бензина и организация контроля качества ГСМ на АЗС;

- разработка схемы организации движения по дорогам города Иванова и завершение строительства окружной дороги;

- озеленение автотрасс (двухрядная посадка зеленых насаждений) с интенсивным движением машин;

- разработка экологически обоснованной схемы размещения АЗС и автостоянок в городах области;

- ремонт дорог и дорожного покрытия в городах и населенных пунктах.

2) в отношении ТЭК:

- перевод коммунальных котельных на газ;

- законодательное запрещение использования высокосернистых мазутов (с содержанием серы более 1%);

- сокращение потерь тепловой энергии при ее транспортировке и у потребителей;

- внедрение современных методов сжигания и контроля за этим процессом на коммунальных котельных.

С учетом данных стратегических направлений действий выбирались конкретные мероприятия для включения их в программу оздоровления экологической ситуации Ивановской области.

Охрана воздушного бассейна (таблица 3.1.1)

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственные   исполнители

Срок   реализации

Стоимость,   тыс.   рублей

Источники   финансирования

Ожидаемый   эффект

3.1.1/1

Закон о запрещении   использования на   территории Ивановской   области высокосернистых   мазутов и этилированного   бензина

Законодательное   Собрание,   Администрация   области,   государственный   комитет по ООС   области

Снижение   эмиссии SO2   (40%) и Pb   на 80%

3.1.1/2

Разработка рациональной   схемы движения   автотранспорта в городах   Иванове, Шуе, Кинешме

Администрация   области, органы   местного   самоуправления,   ГИБДД области

15.12.2000

75

Областной,   местные   бюджеты {*}   (100%)

Уменьшение   эмиссии от   транспорта   на 20%

3.1.1/3

Корректировка схемы   размещения АЗС,   автостоянок и складов   горюче - смазочных   материалов на территории   области с учетом   экологических требований

Администрация   области,   государственный   комитет по ООС   области, ОЦГСЭН

15.06.2000

37,5

Областной   бюджет (100%)

Снижение   эмиссии ЛОС   на 30%

3.1.1/4

Озеленение (двухрядная   посадка) критичных   автомагистралей в г.   Иванове

Администрация   города

30.12.2001

37,5

Бюджет   города {*}   (100%)

Снижение   концентрации   ТВЧ на 15%

3.1.1/5

Оборудование одной из АЗС   системой улавливания паров   бензина (пилотный проект с   возможностью последующего   тиражирования)

ОАО "Славнефть-   Ивановонефте-   продукт" и   государственный   комитет по ООС   области

30.12.2002

275

Средства ОАО   (50%),   средства   экофондов   (50%)

Снижение   эмиссии ЛОС

3.1.1/6

Завершение строительства   окружной дороги в г.   Иванове

Городская   Администрация

30.12.2005

~6250

Бюджет   города {*}   (100%)

Снижение   эмиссии от   транспорта   на 25%

3.1.1/7

Строительство газоблочной   котельной по ул. Восточной   и перевод котельных АООТ   "Палехский маслосырзавод"   и АО "Палехлен" на   газообразное топливо (г.   Палех)

Орган местного   самоуправления   и руководство   предприятий

15.06.2001

6750

Экологические   фонды (15%),   средства АО   (15%) и   кредиты (70%)

Снижение   эмиссии NO2   и ТВЧ на 25   и 80%

3.1.1/8

Строительство газопровода   и перевод 9 коммунальных   котельных МП "Пучежские   тепловые сети" на газ

Орган местного   самоуправления,   руководитель МП

30.12.2005

125000

Кредиты   международных   фондов (100%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 100%

3.1.1/9

Перевод котельной   предприятия "ГАТЕКС" на   газ (г. Гаврилов - Посад)

Орган местного   самоуправления,   руководство   предприятия

30.12.2001

750

Средства   предприятия   (100%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 100%

3.1.1/10

Перевод ИвГРЭС на сжигание   природного газа

АО "Ивэнерго"

30.12.2003

1250

Средства АО   "Ивэнерго"   (100%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 100%

3.1.1/11

Газификация жилого фонда и   перевод на сжигание   природного газа котельной   N 1 МПОК и ТС (г. Тейково)

Орган местного   самоуправления

30.12.2001

2750

Местный   бюджет {*}   (30%) и   кредиты (70%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 60%

3.1.1/12

Строительство квартальной   котельной и газопровода к   ней (Тейковский район)

Орган местного   самоуправления

2004

4375

Местный   бюджет {*}   (30%) и   кредиты (70%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 40%

3.1.1/13

Перевод котельной совхоза   "Узбекистан" на сжигание   природного газа   (Приволжский район)

Орган местного   самоуправления

30.12.2001

450

Местный   бюджет {*}   (30%),   кредиты (70%)

Снижение   выбросов на   46 т/год

3.1.1/14

Перевод котельной АО   "Машзавод" на сжигание   природного газа (г.   Вичуга)

Орган местного   самоуправления,   руководство   предприятий

30.12.2001

450

Средства   предприятия   (30%), кредиты   (70%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 80%

3.1.1/15

Перевод котельных АО   "Симтекс" и МПП ЖКХ на   сжигание природного газа   (п. Нерль)

Орган местного   самоуправления,   руководство АО

30.12.2004

400

Средства   предприятия   (70%) и   местного   бюджета {*}   (30%)

Снижение   эмиссии ТВЧ,   SO2 на 100%

3.1.1/16

Организация производства   на территории области труб   с готовой теплоизоляцией

Администрация   области, ГЭП   "Облкоммун-   энерго"

30.12.2000

150

Средства АО   (100%)

Снижение   потерь в   теплопроводах   на 10 - 20%

3.1.1/17

Разработка комплексной   программы тепло-,   энергосбережения в   Ивановской области на   период до 2005 г. на   уровне закона Ивановской   области

Администрация   области, РЭК,   АО "Ивэнерго",   ГЭП   "Облкоммун-   энерго"

30.12.2000

37,5

Средства АО   (100%)

Снижение   расхода   топлива на   20 - 40%

3.1.1/18

Внедрение автоматических   систем контроля за   содержанием кислорода в   составе отходящих газов на   коммунальных котельных,   реконструкция которых   предусмотрена данной   программой

ГЭП   "Облкоммун-   энерго"

30.12.2001

212,5

Средства АО   (100%)

Снижение   расхода   топлива на   10 - 20%

3.1.1/19

Внедрение современных   методов сжигания   (барботажного типа, под   давлением и т. д.) топлива   на котельной Лежневской   птицефабрики (п. Красный   остров, являющийся   памятником природы -   пилотный проект)

Орган местного   самоуправления,   гос. комитет   по ООС области

30.12.2004

270

Кредиты (70%),   экофонды (30%)

Снижение   эмиссии ТВЧ   (60%) и SO2   (40%)

3.1.1/20

Провести озеленение   городов и населенных   пунктов области, как   одного из главных методов   "самоочищения" воздуха (в   Иванове с 6% до 20%)

Органы   местного   самоуправления

30.12.2005   (на весь   период)

250

Средства   экофондов   (50%) и   бюджетов {*}   (50%)

Снижение   концентраций   токсикантов   на 10 - 30%



--------------------------------

{*} Здесь и далее: средства местных (муниципальных) бюджетов могут привлекаться по согласованию с органами местного самоуправления.

3.1.2. Стратегические направления действий

в области охраны гидросферы и обеспечения

населения качественной питьевой водой

В обзоре состояния окружающей среды Ивановской области было установлено, что качество природных поверхностных вод, включая малые реки, формируется следующими факторами:

1) поверхностным стоком с территорий городов и населенных пунктов (развитие сети ливневой канализации);