Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

2. Социально-экономическая проблема Ивановской области


Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации и, соответственно, Ивановской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

За последние годы значительные финансовые средства были направлены на реализацию мероприятий подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Однако в настоящее время качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основные причины неэффективности жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) - высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса, неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений. В результате в ЖКХ отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. Уровень износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры Ивановской области на 01.12.2009 превышает в среднем 55%, износ котельных - 53% (в целом по России - 55%), сетей водопровода - 70% (в целом по России - 65%), сетей канализации - 67% (в целом по России - 63%), тепловых сетей - 66% (в целом по России - 63%), электрических сетей - 70% (в целом по России - 58%). Около 35% основных фондов полностью отслужили свой срок. Немедленной перекладки требуют около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.

Все это привело к тому, что потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют более 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Происходит перерасход топлива в котельных из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.

Из-за повышенного загрязнения водных источников, традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам.

Большинство аварий на инженерных сетях происходит по причинам их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение. Так, в 2009 году количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов по сравнению с 2008 годом выросло в несколько раз.

Проблема усугубляется большим размером задолженности предприятий ЖКХ, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней и неэффективной тарифной политики. Объем дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил в 2007 году 1995,3 млн. руб., в 2008 году - 2338,8 млн. руб., за 9 месяцев 2009 года - 2902,2 млн. руб., в то же время объем их кредиторской задолженности составил в 2007 году 2071,7 млн. руб., в 2008 году - 2210,7 млн. руб., за 9 месяцев 2009 года - 3039,9 млн. руб.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Ивановская область относится к регионам, где отмечается устойчивый дефицит качественной питьевой воды. Водопроводы с забором воды из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.

Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к возникновению аварий и технологическим нарушениям при их эксплуатации. Канализационные очистные сооружения в ряде населенных пунктов Ивановской области, особенно в городах, перегружены.

Во многих сельских населенных пунктах Ивановской области канализационные очистные сооружения находятся практически в аварийном состоянии и требуют реконструкции с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде муниципальных образований достигают в среднем 20% поданной в сеть воды. В большинстве населенных пунктов отсутствует оборудование для сбора и очистки ливневых стоков, в результате чего часть сточных поверхностных ливневых вод, а также стоки промышленных предприятий попадают в водоемы рыболовно-хозяйственного и питьевого назначения.

Загрязнение окружающей среды связано и с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Ветхое состояние тепловых сетей чаще всего становится причиной отключения энергоснабжения домов в зимний период.

При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы постоянно возрастает. Действующий затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Отмечается несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям.

Одной из основных причин износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с одновременным реформированием управления жилищно-коммунальным комплексом.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам и позволит:

- обеспечить более комфортные условия проживания населения Ивановской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

- снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергетических ресурсов потребителям;

- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

- улучшить экологическое состояние территории Ивановской области.

Причинами наличия нерешенных проблем ЖКХ Ивановской области являются:

- высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость;

- недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса;

- слабое привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Сумма средств на реализацию подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Подпрограмма) определена в общем объеме 324,31 млн. руб., в том числе объем областного бюджета - 144,49 млн. руб.