ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2011 года N 152-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2014 N 93-п, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства Ивановской области" - 01.04.2014).
____________________________________________________________________
ИЗМЕНЕНИЯ:
Постановление Правительства Ивановской области от 14.06.2011 N 197-П; НГР RU37000201100440
Постановление Правительства Ивановской области от 06.07.2011 N 241-П; НГР RU37000201100504
Постановление Правительства Ивановской области от 05.10.2011 N 354-П; НГР RU37000201100712
Постановление Правительства Ивановской области от 09.08.2012 N 300-П; НГР RU37000201200589
Постановление Правительства Ивановской области от 03.10.2012 N 377-П; НГР RU37000201200758
Постановление Правительства Ивановской области от 17.01.2013 N 4-П; НГР RU37000201300004
Постановление Правительства Ивановской области от 26.02.2013 N 76-П; НГР RU37000201300118
Постановление Правительства Ивановской области от 04.07.2013 N 257-П; НГР RU37000201300518
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 06.10.2010 N 354-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить подпрограмму "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области создать необходимые условия для реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы и утвердить аналогичные муниципальные подпрограммы.
3. Установить, что финансирование мероприятий подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется за счет средств бюджета Ивановской области, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Губернатор
Ивановской области М.А. Мень
ПОДПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области
от 14.06.2011 N 197-п, от 06.07.2011 N 241-п, от 05.10.2011 N 354-п, от 09.08.2012 N 300-п, от 03.10.2012 N 377-П)
--------------------------T-----------------------------------------------¬
¦Наименование подпрограммы¦"Модернизация объектов коммунальной¦
¦ ¦инфраструктуры" долгосрочной целевой программы¦
¦ ¦Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Срок реализации¦2011 - 2015 годы ¦
¦подпрограммы ¦ ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Ответственный исполнитель¦Департамент жилищно-коммунального хозяйства¦
¦ ¦Ивановской области ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Перечень исполнительных¦Департамент жилищно-коммунального хозяйства¦
¦органов государственной¦Ивановской области, ¦
¦власти Ивановской¦Департамент строительства и архитектуры¦
¦области, реализующих¦Ивановской области ¦
¦отдельные мероприятия¦ ¦
¦подпрограммы ¦ ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Цель подпрограммы ¦Обеспечение граждан комфортными и безопасными¦
¦ ¦условиями проживания ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы¦1. Уровень износа объектов¦
¦подпрограммы ¦жилищно-коммунального хозяйства. ¦
¦ ¦2. Доля средств внебюджетных источников в общем¦
¦ ¦объеме инвестиций в модернизацию объектов¦
¦ ¦коммунальной инфраструктуры. ¦
¦ ¦3. Доля частных компаний, управляющих объектами¦
¦ ¦коммунальной инфраструктуры, в общем количестве¦
¦ ¦всех организаций коммунального комплекса ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты¦1. Снижение уровня износа объектов коммунальной¦
¦реализации подпрограммы ¦инфраструктуры в период с 2011 по 2015 годы с¦
¦ ¦55 до 50%. ¦
¦ ¦2. Увеличение доли средств внебюджетных¦
¦ ¦источников в общем объеме инвестиций в¦
¦ ¦модернизацию объектов коммунальной¦
¦ ¦инфраструктуры от 55%. ¦
¦ ¦3. Увеличение доли частных компаний,¦
¦ ¦управляющих объектами коммунальной¦
¦ ¦инфраструктуры, в общем количестве всех¦
¦ ¦организаций коммунального комплекса до 80%. ¦
¦ ¦4. Повышение качества предоставления¦
¦ ¦коммунальных услуг. ¦
¦ ¦5. Улучшение экологической ситуации ¦
¦(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 17.01.2013¦
¦N 4-п) ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Задачи подпрограммы ¦Модернизация объектов коммунальной¦
¦ ¦инфраструктуры. ¦
¦ ¦Повышение эффективности управления объектами¦
¦ ¦коммунальной инфраструктуры ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Объем бюджетных¦Общий объем финансирования подпрограммы на 2011¦
¦ассигнований на¦- 2015 годы из областного бюджета - 144,49 млн.¦
¦реализацию подпрограммы¦руб., в том числе: ¦
¦(по годам реализации) ¦2011 год - 32,35 млн. руб.; ¦
¦ ¦2012 год - 5,80 млн. руб.; ¦
¦ ¦2013 год - 27,00 млн. руб.; ¦
¦ ¦2014 год - 38,70 млн. руб.; ¦
¦ ¦2015 год - 40,64 млн. руб. ¦
¦(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 05.10.2011¦
¦N 354-п, от 09.08.2012 N 300-п, от 03.10.2012 N 377-п) ¦
L-------------------------+------------------------------------------------
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации и, соответственно, Ивановской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
За последние годы значительные финансовые средства были направлены на реализацию мероприятий подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Однако в настоящее время качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основные причины неэффективности жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) - высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса, неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений. В результате в ЖКХ отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. Уровень износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры Ивановской области на 01.12.2009 превышает в среднем 55%, износ котельных - 53% (в целом по России - 55%), сетей водопровода - 70% (в целом по России - 65%), сетей канализации - 67% (в целом по России - 63%), тепловых сетей - 66% (в целом по России - 63%), электрических сетей - 70% (в целом по России - 58%). Около 35% основных фондов полностью отслужили свой срок. Немедленной перекладки требуют около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.
Все это привело к тому, что потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют более 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Происходит перерасход топлива в котельных из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.
Из-за повышенного загрязнения водных источников, традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам.
Большинство аварий на инженерных сетях происходит по причинам их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение. Так, в 2009 году количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов по сравнению с 2008 годом выросло в несколько раз.
Проблема усугубляется большим размером задолженности предприятий ЖКХ, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней и неэффективной тарифной политики. Объем дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил в 2007 году 1995,3 млн. руб., в 2008 году - 2338,8 млн. руб., за 9 месяцев 2009 года - 2902,2 млн. руб., в то же время объем их кредиторской задолженности составил в 2007 году 2071,7 млн. руб., в 2008 году - 2210,7 млн. руб., за 9 месяцев 2009 года - 3039,9 млн. руб.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Ивановская область относится к регионам, где отмечается устойчивый дефицит качественной питьевой воды. Водопроводы с забором воды из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к возникновению аварий и технологическим нарушениям при их эксплуатации. Канализационные очистные сооружения в ряде населенных пунктов Ивановской области, особенно в городах, перегружены.
Во многих сельских населенных пунктах Ивановской области канализационные очистные сооружения находятся практически в аварийном состоянии и требуют реконструкции с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде муниципальных образований достигают в среднем 20% поданной в сеть воды. В большинстве населенных пунктов отсутствует оборудование для сбора и очистки ливневых стоков, в результате чего часть сточных поверхностных ливневых вод, а также стоки промышленных предприятий попадают в водоемы рыболовно-хозяйственного и питьевого назначения.
Загрязнение окружающей среды связано и с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Ветхое состояние тепловых сетей чаще всего становится причиной отключения энергоснабжения домов в зимний период.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы постоянно возрастает. Действующий затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Отмечается несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям.
Одной из основных причин износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с одновременным реформированием управления жилищно-коммунальным комплексом.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам и позволит:
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Ивановской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергетических ресурсов потребителям;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;