Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ (с изменениями на: 16.10.2009)

Подпрограмма "Свой дом"


Подпрограмма "Свой дом" реализуется с 1996 года по всей России. В Ивановской области она не получила широкого развития как в других областях, но, между тем, определенная работа была проведена. Интенсивное строительство частных индивидуальных домов в 1996 - 1998 г. г. на окраинах городов застопорилось в настоящее время. Причиной явилось не вполне лояльное отношение со стороны органов местного самоуправления к развитию данного направления строительства, значительное удорожание строительных материалов за последние годы, тяжелые технические условия подключения к инженерным сетям, которые увеличивают стоимость кв. м общей площади в два раза. По этим причинам, во всех без исключения городах области от 30% до 60% выделяемых участков остаются неосвоенными в течение 3 - 5 лет.

В тех регионах, где направление индивидуального строительства было под пристальным вниманием органов местного самоуправления (Татарстан, Белгородская, Псковская, Свердловская области), были выработаны различные механизмы поддержки частного застройщика, результаты превзошли все ожидания. Подкрепляя Российский менталитет конкретной поддержкой финансовыми, материальными средствами, удалось вовлечь в решение жилищных проблем значительную часть населения среднего достатка. При этом условия помощи значительно меньше предлагаемых по другим направлениям строительства, а результаты значительнее, об этом свидетельствуют данные статистики. Сказывается вековое стремление россиянина к частной собственности "мой дом - моя крепость". Поэтому не случайно в программе "Жилище" особо выделена подпрограмма "Свой дом" как наиболее работающая.

В рамках подпрограммы "Свой дом" предусматривается направить за счет средств федерального бюджета до 9 млрд. рублей на предоставление государственных гарантий по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", которое должно начать финансирование заемщиков с 2003 года. Принятая структура финансирования подпрограммы может быть использована участниками других направлений реализации Программы.

Особенно актуальна подпрограмма "Свой дом" для сельской местности, где нет другой альтернативы в улучшении жилищных условий для населения. Здесь могут быть задействованы совершенно иные формы механизмов кредитования, например: возврат ссуды займа продуктами сельского хозяйства или залог земельного пая. В населенных пунктах в 302-х сельхозпредприятиях Ивановской области находится:

жилой фонд - 1645,7 тыс. кв. м, в т.ч. ветхий - 76,4 тыс. кв. м;

объекты незавершенного строительства - 14,61 тыс. кв. м.

Заявленная потребность в обеспечении жильем составляет 400,0 тыс. кв. м.

Эта подпрограмма на селе имеет социальную направленность по закреплению молодого, работоспособного населения в сельской местности, численность которого с каждым годом сокращается. За последние годы строительство на селе фактически прекратилось.

Увеличение объемов строительства малоэтажного индивидуального жилья в Ивановской области возможно в дальнейшем только за счет доступного по цене широким слоям населения. Особое внимание должно быть уделено снижению стоимости строительства путем разработки и широкой пропаганды "образцовых" проектов, возводимых из (местных) эффективных строительных материалов, имеющихся в Ивановской области.

В целях уменьшения строительных затрат наиболее эффективным является осуществление комплексного строительства малоэтажных домов крупными организациями, выполняющими законченный цикл строительно-монтажных работ, при этом сроки строительства сокращаются на 30 - 40%. Земельные участки по действующим региональным нормам должны выделяться бесплатно, строительство инженерных сетей должно проводиться за счет местных бюджетов, с последующей выплатой затраченных средств застройщиками в рассрочку.

Подпрограмма "Свой дом" должна стать наиболее эффективным направлением реализации областной жилищной программы и требует практической разработки приемлемых механизмов в Ивановской области. Для этого необходимо пересмотреть концепции несоответствующих современным условиям генеральных планов городов области с целью изменения отношения к индивидуальной застройке.