Предприятия отрасли строительного комплекса | 1990 г. | 2000 г. | Объем 2000 г. к 1990 г. | 2001 г. | Объем 2001 г. к 2000 г. | |||||||||||||||||||
кол-во предпр. | численность работников | производственные объемы | кол-во предпр. | численность работников | производственные объемы | кол-во предпр. | численность работников | производственные объемы (в текущ. ценах) | ||||||||||||||||
в текущ. ценах | в ценах 1991 г. | |||||||||||||||||||||||
шт. | чел. | млн. руб. | шт. | чел. | млн. руб. | % | шт. | чел. | млн. руб. | % | ||||||||||||||
Проектные организации, всего: | 10 | 3570 | 26,50 | 82 | данные отс. | 78,00 | 10,63 | 40 | 80 | 1492 | 71,7 | 82 | ||||||||||||
в т.ч. | ||||||||||||||||||||||||
- крупные | 10 | 3570 | 26,50 | 11 | 1123 | 69,70 | 9,50 | 20 | 1441 | |||||||||||||||
- малые | - | - | - | 71 | данные отс. | 8,30 | 1,13 | 60 | 351 | |||||||||||||||
Строительные подрядные организации, всего: | 161 | 28139 | 488,30 тыс. кв. м | 1064 | данные отс. | 105,5 тыс. кв. м | 21,6 | 1173 | 13912 | 1441,6 | 85,3 | |||||||||||||
в т.ч. | ||||||||||||||||||||||||
- крупные | 161 | 28139 | 488,30 тыс. кв. м | 63 | 8003 | данные отс. | 60 | 7485 | 461,2 | |||||||||||||||
- малые | - | - | - | 1001 | данные отс. | данные отс. | 113 | 6427 | 980,4 | |||||||||||||||
Предприятия строительных матер. и конструкций, всего: | 17 | 4217 | 131,00 | 29 | 5338 | 361,30 | 22,98 | 17,5 | 29 | 3674 | 464 | 114,0 | ||||||||||||
в т.ч. | ||||||||||||||||||||||||
- крупные | 17 | 4217 | 131,00 | 17 | 5111 | 354,80 | 22,58 | 17 | 3447 | |||||||||||||||
- малые | - | - | - | 12 | 227 | 6,50 | 0,40 | 12 | 227 |
Объемы ввода жилья за 10 лет (1990 - 2000 г. г.) сократились в 4,3 раза. В строительных организациях количество работников уменьшилось в 1,9 раза, в проектных организациях - в 2,4 раза. В 2001 году уже начинает сказываться нехватка квалифицированных кадров на крупных и средних предприятиях. Не хватает проектировщиков по всем специальностям: строителей-каменщиков, сварщиков, монтажников, крановщиков, т.д. Многие рабочие достигли пенсионного возраста и ушли на заслуженный отдых, а молодые кадры в последние годы неохотно идут в строительную отрасль из-за низкого уровня зарплаты и нестабильности в ее выплате. Проведенный анализ показывает, что при ритмичной загрузке кадровый состав строителей может восстановиться до необходимого количества. Для этого необходимо выработать механизм нормативного финансирования отрасли.
Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время в Ивановской области, как и во всей стране, система оформления документов градорегулирования и землепользования также не стимулирует привлечение частных инвесторов в жилищное строительство.
Решение этой проблемы требует участия федерального центра в формировании необходимой законодательной и нормативно-правовой базы с целью упрощения процедур предоставления земельных участков под застройку, получения разрешения на строительство и создания иных благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство.
Ранее принятые законодательные решения во многом не соответствуют бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. Необходимо уточнить действующие обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств.
По состоянию на 01.01.2001 в Ивановской области в очереди на получение жилья состоит 40590 семей.
Из них семьи, имеющие право на государственную поддержку, - 6065
в том числе:
- инвалидов ВОВ, погибших военнослужащих и семьи,
приравненные к ним - 1035
- участников ВОВ - 693
- военнослужащих - ветеранов Афганистана - 431
- военнослужащих, уволенных в запас или в отставку - 911
- военнослужащих, увольняемых в запас или в отставку - 86
- многодетные - 1903
- принимавших участие в работах по ликвидации аварии
на Чернобыльской АЭС - 241
- беженцев - 58
- вынужденных переселенцев - 707
Из общего числа состоящих на учете (40590 семей) в коммунальных квартирах проживают 2973, в общежитиях - 4934, в ветхом и аварийном жилом фонде - 4381 семья, причем 39% состоят в очереди более 10 лет.
Ветхий фонд в области составляет 399 тыс. кв. м общей площади, в котором проживает 9754 семьи (23 тыс. чел.).
Комплексный (по составу мероприятий) и межотраслевой (по организации) характер задач современного строительства и реконструкции, проводимый в условиях ограниченности бюджетных средств, требует максимальной концентрации и целевого использования всех ресурсов, что обосновывает применение программно-целевых методов. Все мероприятия не могут быть решены в течение срока действия программы и требуют бюджетных расходов капитального характера, а также расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Реализация Программы должна осуществляться одновременно по следующим направлениям:
жилищно-коммунальное хозяйство и реконструкция существующего жилищного фонда;
обеспечение доступности жилья;
жилищное строительство;