Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма


Среднее образование является основным базовым уровнем системы образования, право на его бесплатное получение гарантируется государством. Современные требования, предъявляемые к качеству среднего образования, обусловливают необходимость формирования современной модели образования.

На 1 октября 2010 г. в республике 445 школ, лицеев, гимназий, из которых 272 - средние общеобразовательные учреждения, 120 - основные общеобразовательные учреждения и 53 - начальные общеобразовательные учреждения. В них обучаются 68254 школьника. Из 445 общеобразовательных школ 353 (79%) сельские.

В условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" деятельность системы образования направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном мире, готовой к продуктивному труду и социальному партнерству.

Значительным этапом развития образования в Республике Мордовия, создавшим необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании, развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась Программа развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы, благодаря реализации которой достигнуты следующие результаты:

100% общеобразовательных учреждений перешли на нормативное подушевое финансирование и отраслевую систему оплаты труда;

100% общеобразовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет;

100% общеобразовательных учреждений перешли на профильное обучение и предпрофильную подготовку;

более 60% учителей прошли курсы по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности;

80% учащихся охвачено программами дополнительного образования.

Большую роль в модернизации республиканского образования играет приоритетный национальный проект "Образование". Благодаря его реализации в республике:

укреплена и модернизирована учебно-материальная база образовательных учреждений;

создана конкурентная образовательная среда;

выстроена многоуровневая система поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, учителей;

сформирован круг лидеров в области образования;

положено начало формированию гражданского участия в управлении образованием.

В то же время в условиях динамичного социально-экономического развития республики достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков.

Появление многопредметности в школах послужило созданию перегрузок учащихся и значительному снижению числа практически здоровых детей. Поэтому ведущей задачей, стоящей перед педагогическими коллективами образовательных учреждений, является сохранение здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию здорового питания, физическое развитие детей являются приоритетными направлениями и необходимой гарантией успеха всех социальных и экономических реформ.

С 1 сентября 2010 г. в школах республики введен третий час уроков физической культуры, работают специализированные спортивные классы, реализуется проект "Спортивная суббота".

В 2009 - 2010 годах республика являлась победителем федерального конкурса субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации школьного питания. Цель данного проекта - создание инфраструктуры сферы школьного питания, формирование культуры питания и обеспечение всех обучающихся полноценным горячим питанием. Проект реализован в 44 школах городского округа Саранск и 27 базовых общеобразовательных учреждениях 9 муниципальных районов республики.

В целях модернизации материально-технической базы школьных пищеблоков, увеличения количества обучающихся, получающих горячее питание, необходимо продолжить работу в данном направлении.

Актуальной для региональной системы образования остается проблема организации медицинского обслуживания в образовательных учреждениях.

В этих целях до 2015 года необходимо обеспечить медицинские кабинеты общеобразовательных школ необходимым медицинским оборудованием и квалифицированными медицинскими кадрами.

Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо развивать систему инклюзивного образования.

Пристального внимания требует решение проблемы по созданию инфраструктуры и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" второй год реализуется проект дистанционного обучения детей-инвалидов. На реализацию данного проекта в 2010 - 2011 годах привлечено 33567,775 тыс. рублей из федерального бюджета и 4766,725 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Мордовия. При ГБОУ ДПО (ПК) С "Мордовский республиканский институт образования" создан отдел дистанционного образования для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Всем участникам проекта поставлено необходимое техническое оборудование, подключен безлимитный Интернет. Обучение ведется по индивидуальным образовательным программам, учитывающим психофизиологические особенности и состояние здоровья детей. В 2015 году планируются разработка и апробация единой электронной базы данных по учету детей, не охваченных обучением.

Республика Мордовия многонациональная. В 2010 году в системе общего образования функционирует 47 школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В условиях реализации перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты необходимо создание нового поколения образовательных программ, учебников, учебно-методических пособий и детской литературы по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку и мордовской литературе. Развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с республикой также является одной из приоритетных задач образовательной политики.

Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса должно обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью требуется реализация комплекса мер по инновационному развитию системы образования детей на основе муниципальных программ развития дополнительного образования, ориентированной на поддержку технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности.

В республиканской образовательной сети намечены перспективы интеграции системы дополнительного образования и системы общего образования с точки зрения поставленных перед ними задач.