Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, в том числе в Республике Мордовия, продолжает оставаться демографическая ситуация.

За последние 5 лет численность школьников в Республике Мордовия сократилась на 43,5 процента. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны на различных уровнях системы образования.

Численность детского населения Республики Мордовия в возрасте до 17 лет включительно в общей структуре населения продолжает сокращаться. Удельный вес детей в общей структуре населения составляет 16,8 процента.

В системе образования республики работают 5 процентов молодых специалистов, 13 процентов педагогических работников пенсионного возраста, 59 процентов педагогов со стажем работы свыше 20 лет.

Реализация Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы и участие в масштабных федеральных и республиканских проектах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечили необходимые условия для успешной реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и позволили республиканской системе образования продвинуться в решении следующих проблем:

расширение самостоятельности школ путем перевода общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и внедрения новых экономических и финансовых механизмов, ориентированных на результативность и качество предоставляемых услуг;

дифференциация доходов учителей за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования;

расширение общественной составляющей в управлении образованием на всех уровнях;

создание конкурентной среды в системе образования;

укрепление и модернизация учебно-материальной базы образовательных учреждений;

создание многоуровневой системы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, учителей;

создание системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.

В качестве приоритетных на 2011 - 2015 годы ставятся следующие задачи:

модернизация образования как института социального развития;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Вместе с тем, результаты анализа современного состояния республиканской системы образования свидетельствуют о том, что при достижении определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений, а также, несмотря на демонстрацию внешней целостности, в образовании сохраняются проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними выражены слабо.

К общесистемным проблемам развития республиканской системы образования относятся:

недофинансирование системы образования при недостаточной эффективности бюджетных расходов на образование;

"старение" кадров в системе образования;

слабая материально-техническая база образовательных учреждений;

отсутствие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одним из важнейших приоритетов в деятельности Министерства образования Республики Мордовия является укрепление материальной базы образовательных учреждений республики, строительство новых объектов, удовлетворяющих современным требованиям, а также оснащение образовательных учреждений самыми современными средствами обучения. Существует ряд объектов, которые находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реконструкции или капитального ремонта. Вместе с тем дефицит финансовых средств не позволяет выполнить намеченные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в полном объеме.

Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования, недостаточной ориентированности существующей модели школьного образования на использование компетентностного подхода.

В последние годы в республике активно развивается профильное обучение и предпрофильная подготовка. Однако преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольная профилизация, что не всегда соответствует современным требованиям к качеству подготовки выпускника на старшей ступени.

Остается нерешенным вопрос организации сетевого взаимодействия в профильном обучении с применением дистанционных технологий.

Одним из приоритетных направлений деятельности республиканского образования остается работа с одаренными детьми. Сегодня востребовано дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие олимпиадного движения, охват данным движением большего числа школьников, построение разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.