ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 года N 519
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РМ от 23.04.2018 N 255, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Известиях Мордовии" - 24.04.2018).
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства РМ от 26 марта 2012 г. N 94,
от 27.08.2012 г. N 316)
В целях приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, и ежегодно уточнять объем ассигнований на ее реализацию.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 декабря 2010 г. N 519
(изложена в редакции постановлений
Правительства Республики Мордовия
от 26 марта 2012 г. N 94, от 27.08.2012 г. N 316)
Республиканская целевая программа развития образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы
Наименование | Республиканская целевая программа развития образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание для | распоряжение Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. N 727-Р |
Государственный заказчик | Министерство образования Республики Мордовия |
Основной разработчик Программы | Министерство образования Республики Мордовия |
Цели и задачи Программы | целями Программы являются обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития Республики Мордовия, повышение роли образования в социальной консолидации общества. Задачи: модернизация образования как института социального развития; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | целевыми индикаторами Программы являются: уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2011 - 2015 годы и реализуется в три этапа. На первом этапе (2011 - 2012 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы, создание новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На данном этапе будут осуществлены также мероприятия, направленные на завершение строительства и реконструкции объектов образования, предусмотренных Программой развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы. На втором этапе (2013 - 2014 годы) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям. На третьем этапе (2015 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы |
Перечень подпрограмм | подпрограмма "Развитие общего образования в Республике Мордовия" на 2011 - 2015 годы; |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансовых средств на реализацию составит 2083292,44 тыс. руб., в том Программы числе по источникам финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 50%; |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия". |
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, в том числе в Республике Мордовия, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 5 лет численность школьников в Республике Мордовия сократилась на 43,5 процента. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны на различных уровнях системы образования.
Численность детского населения Республики Мордовия в возрасте до 17 лет включительно в общей структуре населения продолжает сокращаться. Удельный вес детей в общей структуре населения составляет 16,8 процента.
В системе образования республики работают 5 процентов молодых специалистов, 13 процентов педагогических работников пенсионного возраста, 59 процентов педагогов со стажем работы свыше 20 лет.
Реализация Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы и участие в масштабных федеральных и республиканских проектах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечили необходимые условия для успешной реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и позволили республиканской системе образования продвинуться в решении следующих проблем:
расширение самостоятельности школ путем перевода общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и внедрения новых экономических и финансовых механизмов, ориентированных на результативность и качество предоставляемых услуг;
дифференциация доходов учителей за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования;
расширение общественной составляющей в управлении образованием на всех уровнях;
создание конкурентной среды в системе образования;
укрепление и модернизация учебно-материальной базы образовательных учреждений;
создание многоуровневой системы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, учителей;
создание системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
В качестве приоритетных на 2011 - 2015 годы ставятся следующие задачи:
модернизация образования как института социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Вместе с тем, результаты анализа современного состояния республиканской системы образования свидетельствуют о том, что при достижении определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений, а также, несмотря на демонстрацию внешней целостности, в образовании сохраняются проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними выражены слабо.
К общесистемным проблемам развития республиканской системы образования относятся:
недофинансирование системы образования при недостаточной эффективности бюджетных расходов на образование;
"старение" кадров в системе образования;
слабая материально-техническая база образовательных учреждений;
отсутствие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одним из важнейших приоритетов в деятельности Министерства образования Республики Мордовия является укрепление материальной базы образовательных учреждений республики, строительство новых объектов, удовлетворяющих современным требованиям, а также оснащение образовательных учреждений самыми современными средствами обучения. Существует ряд объектов, которые находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реконструкции или капитального ремонта. Вместе с тем дефицит финансовых средств не позволяет выполнить намеченные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в полном объеме.
Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования, недостаточной ориентированности существующей модели школьного образования на использование компетентностного подхода.
В последние годы в республике активно развивается профильное обучение и предпрофильная подготовка. Однако преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольная профилизация, что не всегда соответствует современным требованиям к качеству подготовки выпускника на старшей ступени.
Остается нерешенным вопрос организации сетевого взаимодействия в профильном обучении с применением дистанционных технологий.
Одним из приоритетных направлений деятельности республиканского образования остается работа с одаренными детьми. Сегодня востребовано дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие олимпиадного движения, охват данным движением большего числа школьников, построение разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.
В Республике Мордовия реализуется целый ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Республика дважды становилась победителем федерального конкурса по реализации экспериментальных проектов совершенствования организации школьного питания среди общеобразовательных учреждений. За последние годы значительно выросло число современных спортивных объектов и сооружений, в том числе пришкольных. В школах стартовал проект "Спортивная суббота". Совместно с органами местного самоуправления принимаются меры по модернизации школьных медицинских кабинетов. Работа в этом направлении должна продолжаться и приобрести системный характер.
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса должно обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью требуется реализация комплекса мер по инновационному развитию системы образования детей на основе республиканских и муниципальных программ развития дополнительного образования, ориентированной на поддержку технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности.
В республиканской образовательной сети намечены перспективы интеграции системы дополнительного образования и системы общего образования с точки зрения поставленных перед ними задач.
Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Начата работа по реализации направления "Дистанционное образование детей-инвалидов" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обеспечение доступа детей-инвалидов к дистанционному обучению предполагает техническую оснащенность лицензионным программным обеспечением, высокое качество оказываемых Интернет-услуг, подготовку педагогов к осуществлению дистанционного обучения.
Актуальными остаются проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для решения проблем социального и психолого-педагогического характера создаются профессиональные службы сопровождения замещающих семей, задачей которых является психодиагностика, подготовка и консультирование замещающих родителей. Однако на сегодняшний день в республике данная работа находится на стадии становления.
Планируется реализация мероприятий, направленных на деинституциализацию учреждений для детей-сирот, включая развитие семейных форм устройства, сокращение числа детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, сокращение количества и перепрофилирование этих учреждений. Предполагается сохранение зданий в системе образования и перепрофилирование их в службы сопровождения семей, центры содействия по помещению детей-сирот в семьи, блоки постинтернатного сопровождения.
Одной из наиболее остро стоящих проблем в республике является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В настоящее время принят закон Республики Мордовия, предусматривающий замену безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья для данной категории граждан внеочередным предоставлением жилых помещений по договору социального найма, а также передачу этих полномочий органам местного самоуправления.
Образование должно являться сферой наименьшего проявления нетерпимости и должно, соответственно, быть одним из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобии, а также профилактики других асоциальных проявлений в образовательной среде (ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения и т.д.).
Многонациональный состав населения Республики Мордовия предполагает существование в рамках ее образовательной системы целого комплекса специфических национальных проблем образования от определения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе.
Кроме того, одной из важных задач республиканской образовательной политики является этнокультурное развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с Республикой Мордовия.
Не менее актуальной остается проблема эффективного развития школ с преобладающим контингентом учащихся мордовской (мокша, эрзя) национальности, для решения которой необходима реализация комплекса мер, в том числе:
сохранение и развитие мордовского (мокшанского и эрзянского) языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования;
формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся;
развитие олимпиадного движения по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку, мордовской литературе, истории и культуре мордовского народа;
укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса;
создание электронных учебников, учебно-методических пособий для преподавания мордовского (мокшанского и эрзянского) языка, мордовской литературы, истории и культуры мордовского народа;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения.
Обозначенные проблемы требуют решения программно-целевым методом, в условиях отсутствия которого будет усиливаться неравный доступ к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" позволит в полной мере обеспечить право граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное образование.
Реализация Программы развития образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы будет способствовать устранению существующих в образовании противоречий, решению многих стоящих перед ним задач.
Из возможных вариантов решения проблем республиканской системы образования программно-целевой метод обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем образования:
индикативный характер Программы. Сроки реализации Программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;
системный характер основных целей и задач Программы по решению сложных комплексных проблем образования;
обеспечение единства методологических подходов к решению проблем образования на всем образовательном пространстве;
способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем образования;