Средняя фактическая стоимость строительства жилых домов и средние цены на жилые помещения
(рублей за кв. метр)
Наименование | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Средняя фактическая стоимость строительства | 29082 | 29838 | 34309 | 32269 |
Средние цены на первичном рынке жилья <*>, в том числе: | 35020,16 | 45715,89 | 43990,44 | 48044,12 |
улучшенного качества | 33768,58 | 38256,9 | 40647,52 | 44055,66 |
элитные | 35896,51 | 50403,9 | 46845,44 | 50927,87 |
Средние цены на вторичном рынке жилья <*>, в том числе: | 33834,31 | 35477,88 | 37876,44 | 44521,7 |
улучшенного качества | 34698,03 | 35252,21 | 41937,64 | 45497,75 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в экономике, рублей | 12706,9 | 15126,6 | 17885,3 | 20150,3 |
________________
* На конец IV квартала соответствующего года.
На стоимость жилищного строительства влияет и состояние промышленности строительных материалов. Существующие производственные мощности позволяют обеспечить потребность республики в строительных материалах и изделиях при выполнении программ по строительству жилья и объектов социально-культурного назначения.
В республике существует проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
До сих пор в жилищной сфере величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья, а процедура их оформления занимает длительное время.
Причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов для основной части населения, отсутствие достаточного количества земельных участков, оснащенных коммунальной инфраструктурой.
Существующая система градорегулирования и землепользования ставит много административных барьеров и не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Необходимо также решить проблему соответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения.
Остается актуальной проблема обеспечения жилищного строительства высокоэффективными, качественными, конкурентоспособными, но недорогими местными строительными материалами и конструкциями. Недостаточны темпы внедрения и совершенствования строительных технологий.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на конец 2014 года стоят 29,0 тыс. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 10 - 15 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Неудовлетворительно выполнялись государственные обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.