В связи с отсутствием в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне ресурсного метода определения затрат в данной сфере деятельности ресурсное обеспечение Программы определено на основе экспертных оценок возможных трудозатрат, длительности выполнения каждого программного мероприятия, анализа выполнения федеральных и региональных целевых программ в различных областях, Республиканской комплексной целевой программы "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года", анализа затрат на реализацию аналогичных мероприятий в субъектах Российской Федерации, сведений от ведущих компаний в сфере ИКТ о возможных финансовых затратах, информации, находящейся в открытом доступе, в том числе в сети Интернет.
Средняя стоимость человеко-дня принимается исходя из средней стоимости часа работы специалиста (эксперта) в составе организации - исполнителя с учетом необходимых накладных расходов и составляет 800 рублей.
Стоимость реализации информационной системы среднего масштаба рассчитывается исходя из необходимости проведения предварительного обследования объектов информатизации, разработки технического задания на проектирование (технических требований, концепций, технико-экономических расчетов и обоснований и т.д.), приобретения аппаратного и программного обеспечения, обучения специалистов и администраторов, внедрения информационной системы и составляет в среднем 4,0 - 5,0 млн. рублей. При этом стоимость мероприятий по развитию информационной системы среднего масштаба принимается равной 1,5 – 2,0 млн. рублей.
Таким образом, общая стоимость программных мероприятий на весь период реализации Программы определена в размере 1322,9млн. рублей.
(часть 4 в ред. постановлений Правительства РМ от 30.07.2012 г. N 295, от 06.03.2013 г. N 73, от 20.05.2013 г. N 171, от 12.08.2013 г. N 320, от 11.11.2013 г. N 497, от 30.12.2013 г. N 592)
Анализ международного опыта показывает, что реальный результат, позволяющий осуществить значительный качественный скачок в использовании ИКТ, оптимизировать достижение социально-экономических результатов, проявляется при объемах финансирования сферы информатизации в размере не менее 2% от расходной части регионального бюджета.
Данный факт отражен и в докладе рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации":
"Немаловажным аспектом, который будет иметь большое значение при реализации Стратегии развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, является адекватность объема финансирования, выделяемого на развитие и внедрение ИКТ. Сегодня мировой опыт свидетельствует о необходимости использования для определения объемов финансирования макроэкономических показателей. Минимальным для эффективной информатизации является показатель 1,5-2%, позволяющий обеспечить видимый прогресс в развитии и использовании ИКТ для достижения целей социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе".
На текущий момент затраты на ИКТ в субъектах Российской Федерации сильно дифференцированы.
Из экспертного анализа доли общих расходов на ИКТ в бюджетах некоторых субъектов Российской Федерации в 2007-2009 годах:
Наименование субъекта Россий ской Федерации | Доля расходов на ИКТ [5] , в % от расходной части бюджета субъекта Российской Федерации | Доля расходов на ИКТ [6] , в % от расходной части бюджета субъекта Российской Федерации | Доля расходов на ИКТ [7] , в % от расходной части бюджета субъекта Российской Федерации |
1 | 2 | 3 | 4 |
Республика Татарстан | 1,91 | - | - |
Москва | 1,51 | 1,68 | 1,65 |
Санкт-Петербург | 0,76 | - | - |
Ханты-Мансийский автономный округ | 0,57 | 0,55 | 0,43 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,64 | 0,97 | 0,7 |
Нижегородская область | 0,26 | 1,25 | 0,78 |
Республика Мордовия | 0,07 | 0,13 | 0,17 |
Республика Башкортостан | 0,06 | 0,02 | - |
Среднее значение по субъектам Российской Федерации | 0,72 | 0,76 | 0,75 |
Критериями для выбора указанных регионов послужили активность проведения государственной политики в сфере ИКТ, а также уровень и темп развития сферы ИКТ. Таким образом, сформированы 3 группы регионов:
с высоким уровнем развития сферы ИКТ;
со средним уровнем развития сферы ИКТ;
с низким уровнем развития сферы ИКТ.
Из приведенного анализа следует, что доля расходов на ИКТ в Республике Мордовия в 2009 году почти в 5 раз меньше среднего значения по вышеуказанному перечню регионов.
В соответствии с Концепцией Программы предлагаемый объем финансирования начального этапа реализации Программы (2010 год) должен составить не менее 70-80 млн. рублей. Данное значение составляет 0,35% от расходной части консолидированного бюджета Республики Мордовия на 2010 год, что в 2 раза меньше среднего значения по вышеуказанному перечню регионов.
В дальнейшем в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, определяющей увеличение объемов финансирования ИКТ к 2015 году в 2,5 раза, и Концепцией Программы предусматривается наращивание объемов финансирования Программы минимум на 30% ежегодно.
В итоге, ежегодные объемы финансирования Программы на период 2010-2015 годов составят:
млн. рублей
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Итого |
80 | 105 | 135 | 170 | 230 | 300 | 1 020 |