Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ (с изменениями на: 24.11.2014)

Глава 7. УСЛУГА ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГРАЖДАН, КОМПЛЕКТОВАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

25. Библиотечное обслуживание граждан обеспечивается информированием пользователей об информационных ресурсах библиотеки, оказанием консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, выдачей во временное пользование документов из библиотечных фондов, предоставлением возможности получения документов или копий по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

26. Быстроту получения интересующей пользователя информации, а также возможность ее получения из различных источников обеспечивает имеющаяся в библиотеке система каталогов, в том числе на электронных носителях.

27. Научно-исследовательская и издательская деятельность библиотек должна удовлетворять информационные запросы населения.

28. Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих обеспечивается предоставлением документов на специальных носителях информации: "говорящая книга", книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), плоскопечатные издания. В этих целях необходимо комплектовать и обеспечивать специальными техническими средствами библиотеки для слепых, приобретать брошюры серии "Круг чтения" и брайлевские малотиражные издания, информационные, тифлотехнические, инновационные средства и "говорящие книги".

29. Помещения специальных библиотек для слепых и слабовидящих должны быть максимально адаптированы для инвалидов по зрению, иметь специальное оборудование и приспособления: пандусы, держатели, уровневые переходы, ограждения и другое.

30. Библиотечное обслуживание проживающих в Республике Мордовия представителей различных национальностей обеспечивается предоставлением им документов на родном языке.

31. Библиотечное обслуживание пользователей, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста или физических недостатков, должно обеспечивать получение ими документов из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, доставку информации на дом. При этом должны быть налажены связи с пользователями, изучение сферы их интересов, подготовка перечня литературы по их запросам, обмен информацией между ними.

32. Библиотечное обслуживание пользователей детского и юношеского возраста обеспечивается в общедоступных библиотеках, специализированных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений, где необходимо иметь достаточное количество учебной, научной литературы и литературы для внеклассного чтения. Доля вновь приобретаемого фонда для детей и юношества должна составлять от нового поступления до 50 процентов. Помещения и оборудование для детских и юношеских библиотек должны соответствовать их возрастным особенностям.

33. Обеспечение сохранности библиотечных фондов достигается путем соблюдения нормативного режима хранения, реставрации и консервации библиотечных фондов, создания страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов. В целях сохранности библиотечного фонда применяются санкции за утерю или порчу экземпляров библиотечного фонда.

34. Доступность широкого диапазона документов обеспечивается путем постоянного пополнения библиотечных фондов (приобретение ценной научной и методической литературы, периодических изданий, художественных новинок) в разных форматах: книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные документы, базы данных Интернет, "говорящие книги", другие издания специальных форматов в соответствии с профилем библиотеки.

35. Сохранность редких изданий обеспечивается своевременным их учетом в сводных каталогах. Особо значимые издания и коллекции, отнесенные к книжным памятникам, подлежат обязательной регистрации в Своде книжных памятников Республики Мордовия, доступ к которым осуществляется в соответствии с основными принципами их использования, принятыми в Российской Федерации.

36. Свободный доступ пользователей к информации обеспечивается посредством создания системы информационно-библиотечного обслуживания населения, модернизации деятельности библиотек, содействия созданию единого информационного пространства России, ее интеграции в мировую информационную инфраструктуру. В этих целях осуществляется подключение библиотек к действующим компьютерным сетям, создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках.

37. Читальные залы должны обеспечивать условия для научной, образовательной деятельности посетителей, проведения мероприятий и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, а также обеспечивать удобство пользователя.

38. Применение различных форм продвижения книги и предоставления информации пользователям (конференции, круглые столы, смотры, выставки, конкурсы и другие мероприятия) должно удовлетворять информационные, научные, социальные, культурные, образовательные, интеллектуальные потребности населения.