61. Действующая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов должна обеспечивать удовлетворение потребностей в дополнительном профессиональном образовании с учетом специфики их производственной деятельности. При несоответствии уровню образования работники должны быть направлены, по возможности, на обучение для получения необходимого уровня образования. При несоответствии специальности работники должны быть направлены, по возможности, на переподготовку или повышение квалификации.
Дополнительное профессиональное образование должно способствовать более успешному осуществлению кадровой политики, максимальной реализации личностных возможностей работников и специалистов учреждений. С этой целью должно проводиться систематическое изучение потребности в дополнительном обучении работников и специалистов, направлении их на обучение по программам высшего профессионального образования.
62. Отбор для внедрения разработанных учебными центрами профессиональной переподготовки и повышения квалификации учебных программ должен осуществляться с учетом их соответствия характеру трудовой деятельности предполагаемых слушателей, а также требованиям государственных стандартов дополнительного профессионального образования.
Образовательные программы должны быть ориентированы на:
исходный уровень образования и подготовки слушателей;
квалификационные требования (профессиональные стандарты);
цели обучения.
Образовательные программы должны предусматривать:
входное профориентационное тестирование;
блок общепрофессиональных дисциплин;
блок специальных дисциплин, блок вспомогательных дисциплин, практику или стажировку.
Дополнительные профессиональные образовательные программы должны разрабатываться и реализовываться учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
63. В учреждении повышения квалификации должны реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
В учреждении повышения квалификации должны быть разработаны учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов должен определяется уставом учреждения. Учебный процесс должен включать в себя теоретические и практические занятия.
Для успешного самообразования слушателей преподавателями учреждения должны проводиться лекции, консультации, практические занятия, готовиться учебные и информационные материалы.
Слушателям должны быть предоставлены имеющаяся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативная, инструктивная, учебная и методическая документация по вопросам их профессиональной деятельности, а также услуги библиотек, информационных фондов и других подразделений в порядке, определяемом уставом учреждения.
64. Оценка уровня знаний слушателей учреждения повышения квалификации должна быть проведена по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей должно быть осуществлено специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем учреждения. При этом качество оценки определяется присутствием в составе аттестационной комиссии членов, не являющихся сотрудниками учреждения.
65. Получаемые слушателями знания должны основываться на новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.
По окончании курса обучения слушателю должен быть выдан документ, которым подтверждается время обучения и полученная специальность (квалификация).
Профессиональная переподготовка должна повышать квалификацию специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.