Одним из приоритетов жилищной политики в Республике Мордовия является создание и обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Подпрограмма является развитием и модификацией программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Мордовия на 2003-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 г. N 624.
За 2003-2005 годы в выполнении вышеназванной программы достигнуты определенные результаты:
стабилизировалось финансовое положение организаций коммунального комплекса, снизилась кредиторская задолженность предприятий, сократились убытки, увеличилась средняя заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства;
за счет средств предприятий и средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов, построено и введено в эксплуатацию 9,3 км сетей водоснабжения, 2,8 км тепловых сетей, выполнен капитальный ремонт систем водоснабжения, водоотведения, тепловых сетей, котельных и других объектов жилищно-коммунального назначения.
Получен значительный экономический эффект на объектах теплоэнергетики за счет строительства мини-котельных, за счет установки частотных преобразователей сократилось потребление электроэнергии.
Однако, несмотря на полученные результаты, качественного изменения ситуации достигнуть не удалось. Причинами этого являются низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе республики, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках программы бюджетные средства расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
Принятие пакета законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности федеральных законов "Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", коренным образом изменило нормативную ситуацию в коммунальном секторе, создало предпосылки для формирования партнерских отношений власти и бизнеса в коммунальном секторе. В настоящее время появилась возможность при сохранении преемственности переформулировать цели, задачи и мероприятия программы для придания дополнительного импульса в проведении рыночных преобразований, ориентированных, в первую очередь, на модернизацию коммунальной инфраструктуры за счет привлечения частных кредитов и инвестиций.
Основными целями подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" являлись обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.
Однако указанная подпрограмма не достигла главной цели крупномасштабного переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов. Главная причина этого состоит в том, что не были в полной мере использованы рыночные инструменты решения задачи.
Необходимость обеспечения комплексного подхода при ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, а также системной застройки городских территорий является основанием начала реализации новой подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. При этом в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы будет продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).