ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2006 года N 105
О ПОДПРОГРАММАХ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" И "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2006-2010 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства РМ от 08.04.2008 г. N 133,
от 07.07.2008 г. N 309, от 08.06.2009 г. N 262, от 27.07.2009 г. N 330,
от 17.08.2009 г. N 372, от 30.11.2009 г. N 519, от 01.02.2010 г. N 39,
от 19.04.2010 г. N 172)
(постановлением Правительства РМ от 27.01.2014 г. N 10 признано утратившим силу)
Во исполнение основных мероприятий по реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2006 г. N 79, и в целях осуществления государственной молодежной политики, направленной на поддержку молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшения демографической ситуации в республике, а также в целях повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшения экологической ситуации в республике в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы (далее - Подпрограммы).
2. Определить Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия государственными заказчиками подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".
3. Министерству финансов Республики Мордовия и Министерству экономики Республики Мордовия при внесении изменений в Закон Республики Мордовия от 26 декабря 2005 г. N 106-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2006 год" и при формировании проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Подпрограмм в пределах расходов республиканского бюджета Республики Мордовия.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2002 г. N 507 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 годы".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия В.Н. Родимова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 22 марта 2006 г. N 105
(в ред. постановлений Правительства РМ
от 08.04.2008 г. N 133, от 07.07.2008 г. N 309,
от 08.06.2009 г. N 262, от 17.08.2009 г. N 372,
от 30.11.2009 г. N 519, от 01.02.2010 г. N 39)
ПОДПРОГРАММА "Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы (далее - подпрограмма) |
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы, дата её утверждения | Указ Главы Республики Мордовия от 30 октября 2002 г. N 140-УГ "О подготовке Подпрограммы "Обес печение жильем молодых семей на 2002 - 2010 годы", распоряжение Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2005 г. N 1365-р, постановление Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2006 г. N 79 |
Государственный заказчик | Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи |
Основные разработчики подпрограммы | Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи; |
Цель и задачи подпрограммы | основная цель подпрограммы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | первый этап - 2002-2005 годы (реализация в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2002 г. N 507). Второй этап - 2006-2010 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы | общий объем финансирования подпрограммы составляет 4460,48 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем 4469 молодых семей, а также обеспечит: |
Исполнители подпрограммы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", органы местного самоуправления, кредитные организации |
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России и Республики Мордовия.
Государственная поддержка молодых семей в 2003 - 2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2002 г. N 507, в соответствии с которой городской округ Саранск и многие муниципальные районы Республики Мордовия (далее - муниципальные образования) разработали свои программы улучшения жилищных условий молодых семей.
(абзац второй в ред. постановления Правительства РМ от 08.06.2009 г. N 262)
Основным результатом реализации указанной подпрограммы стало создание в 2002 - 2005 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.
Для решения поставленной задачи средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия предоставлялись в виде социальных выплат на улучшение жилищных условий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
(в ред. постановления Правительства РМ от 07.07.2008 г. N 309)
В 2002-2005 годах была создана нормативно-правовая база реализации подпрограммы, разработаны и приняты в установленном порядке более тридцати нормативных документов, а также поправок к существующим законодательным актам, регламентирующим решение жилищных вопросов молодых семей. В этот период были проведены эксперименты на территории отдельных районов республики по отработке различных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее эффективно подпрограмма реализуется в тех муниципальных образованиях, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности использования сбережений граждан (городской округ Саранск, городское поселение Рузаевка, Краснослободский, Инсарский, Атяшевский муниципальные районы).
В течение трех лет сдано в эксплуатацию два 30-ти квартирных экспериментальных дома для молодых семей с энергосберегающими технологиями, два 120-ти квартирных дома, два 108 квартирных дома в г. Саранске, два 52-х квартирных дома в г. Инсаре и г. Рузаевка, три 18-ти квартирных дома в Дубенском, Кочкуровском и Краснослободском муниципальных районах. Молодые семьи, заселившиеся в эти дома, воспользовались ипотечным жилищным кредитом.
Реализация подпрограммы активизировала процесс индивидуального жилищного строительства в сельской местности. Строительство собственными силами ведут 427 молодых семей, часть из них уже живут в индивидуальных жилых домах.
На I этапе реализации подпрограммы были разработаны программы в 12 муниципальных образованиях.
В 2002 - 2005 годах на реализацию подпрограммы было выделено 305,78 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета - 137,18 млн.рублей, из республиканского бюджета Республики Мордовия - 168,6 млн.рублей, привлечено 137,7 млн.рублей внебюджетных средств.
На эти средства 1148 семей получили возможность улучшить жилищные условия, из них 247 заняты в сельскохозяйственном производстве, 194 работники здравоохранения, 176 работники образования, 257 рабочие промышленных предприятий, транспорта и связи, 148 работники культуры и искусства, 67 государственные служащие и работники органов внутренних дел, 59 студенческие семьи.
Анализ результатов I этапа реализации подпрограммы выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
В соответствии с этой подпрограммой ее участником могла быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но возможность получения социальной выплаты за счет средств федерального бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка. В скорректированной подпрограмме решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
(в ред. постановления Правительства РМ от 07.07.2008 г. N 309)
Принятие нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создаст условия для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного жилищного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу. Это позволит более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей.
На начало 2005 года в республике пять тысяч молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2004 году лишь 13 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в республике. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения республики.
Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, (далее - молодая семья).
(абзац 3 в ред. постановления Правительства РМ от 08.04.2008 г. N 133)
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Основными задачами подпрограммы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
(в ред. постановления Правительства РМ от 07.07.2008 г. N 309)
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Условиями прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение целей и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы. Перечень основных мероприятий по реализации II этапа подпрограммы приведен в приложении 1.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующий год.
Организационные мероприятия на федеральном уровне предусматривают:
участие в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы;
заключение соглашения по реализации подпрограммы с государственным заказчиком подпрограммы.
Организационные мероприятия на республиканском уровне предусматривают: