ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2012 года N 410-пп


Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области

(с изменениями на 25 сентября 2018 года)

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 06.05.2014 N 212-пп, от 28.03.2016 N 91-пп, от 25.09.2018 N 355-пп)




В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.08.2012 N 402-пп "Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Еврейской автономной области" правительство Еврейской автономной области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемые:


- программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области;


- абзац утратил силу. - Постановление правительства Еврейской автономной области от 06.05.2014 N 212-пп.


2. Утратил силу. - Постановление правительства Еврейской автономной области от 25.09.2018 N 355-пп.


3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года.



Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ



УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 31.08.2012 N 410-пп



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 25.09.2018 N 355-пп)




1. Общие положения


1.1. Настоящая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области (далее - кандидаты в приемные родители), разработана в соответствии с требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.


1.2. Объем программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области (далее - программа), установлен в академических часах.


1.3. Подготовка кандидатов в приемные родители проводится по очно-заочной форме обучения.



2. Структура программы

N п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

в том числе

лекции

тренинги

индивидуальное собеседование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

5,5

0,5

4

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

5,5

1,5

4

3

Этапы развития ребенка

10

2

8

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5

1

4

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

1

4

6

Адаптация ребенка и приемной семьи

5

1

4

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

6

2

4

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

3

1

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

7

1

6

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

4

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

Итого

62

17

43

2



3. Перечень тем разделов программы


3.1. Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители":


а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;


б) задачи подготовки:


выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;


оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;


ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;


формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;


формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;


ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;


ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;


ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;


в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);


г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;


д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


3.2. Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей":


изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;


проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;


проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.


3.3. Раздел 3 "Этапы развития ребенка":


общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);


роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.


3.4. Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка":


виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;


диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;


семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;


оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.


3.5. Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)":


потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»