Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ

4.9.3. Начальное и среднее профессиональное образование


Система начального профессионального образования Еврейской автономной области представлена 7 учреждениями начального профессионального образования. В том числе, 5 учреждений областного подчинения и 2 федерального. Три профессиональных учебных заведений (43%) расположены в городе Биробиджане, четыре (57%) - в районах области (Ленинский район – профессиональное училище N 2, Октябрьский район – профессиональное училище N 7, Облученский район – профессиональное училище N 6, Известковское профессиональное училище).

В настоящее время в 5 профессиональных училищах области обучается 1512 человек, ведется подготовка по 22 интегрированным профессиям федерального Перечня профессий начального профессионального образования. С 2005-2006 по 2009-2010 учебный год количество обучающихся в профессиональных училищах области сократилось на 1017 человек.

Развитию конкуренции в сфере услуг начального и среднего профессионального образования и вхождению на рынок новых участников препятствуют следующие факторы:

1. Требование от участников рынка соблюдения большого количества условий, жёсткой регламентации образовательного процесса и условий его проведения для получения лицензии на осуществление деятельности в сфере образования.

2. Законодательное закрепление за учреждениями обязательств по социальной поддержке детей-сирот и обучающихся из неблагополучных семей, а также обеспечению неразрывности функции профессионального обучения и воспитания учащегося.

3. Обязанность предоставления системой начального профессионального образования обучающимся полного среднего общего образования.

Дополнительное давление на систему среднего профессионального образования оказывает конкуренция с вузами из-за снизившихся требований к абитуриентам, образовательным процессам и распространения практики среди работодателей отдавать предпочтение специалистам с высшим образованием.

Современное производство требует подготовки специалистов на базе высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, которое имеет длительный срок окупаемости. Развитие производства и технологических процессов приводит к необходимости постоянного обновления такого оборудования и соответствующего повышения уровня квалификации педагогов. Это ведёт к высоким издержкам на обеспечение образовательных процессов учреждениями (высокая рыночная стоимость новых технологий, высокая стоимость программных продуктов, оборудования, способствующих повышению качества образовательного процесса, переобучения кадров).

В результате рынок негосударственных услуг профессионального образования представлен не образовательными учреждениями, а курсами краткосрочной профессиональной подготовки, для которых не требуется аккредитация в качестве образовательного учреждения и, следовательно, соблюдения вышеназванных условий. В основном это курсы подготовки водителей, так как это направление подготовки наиболее востребовано.

Главным направлением развития конкуренции в системе начального и среднего профессионального образования в условиях демографического спада является конкуренция учреждений между собой и учреждениями высшего профессионального образования в привлечении абитуриентов. В этих условиях особенно актуальны механизмы оптимизации расходов, концентрации их по наиболее приоритетным направлениям, сохранение на рынке услуг только инновационных, хорошо оснащённых учреждений.