В области действует 81 образовательное учреждение, которые реализуют в полном объеме одну из вариативных программ дошкольного образования, из них 66 учреждений - детские сады, 6 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа – детский сад", 9 – структурные подразделения общеобразовательных школ.
Начиная с 2007 года, для ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, возвращены из аренды два детских сада, дополнительно открыты одиннадцать групп, введено в эксплуатацию одно учреждение дошкольного образования. Реализация этих мер за счет средств бюджета муниципальных районов позволила дополнительно ввести 665 мест. С учетом этого общественным дошкольным образованием охвачено 7800 детей дошкольного возраста (57,8%). Очередь в детские сады составляет 4621 человек, при этом большая часть детей (3587) - в возрасте до 3 лет.
В перспективе намечено открытие ДОУ в с. Лазарево (50 мест) Ленинского муниципального района, 10 групп для детей дошкольного возраста, что в целом составит предоставление населению 250 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В 2008-2009 учебном году в области была активизирована работа по реструктуризации сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования в связи с малокомплекностью учреждений.
На фоне не снижающейся очередности в детские сады растет так называемый "серый рынок" услуг индивидуальных предпринимателей. В их числе домашние воспитатели, нянечки, деятельность которых не лицензируется, выпадая из-под контроля и сферы влияния государства. Комитет образования области готовит к размещению на официальном интернет-сайте комитета документы, регламентирующие процедуру открытия частных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования.
Развитию конкуренции на данном сегменте рынка образовательных услуг и вхождению на рынок новых участников препятствуют следующие факторы:
1. Ограниченность бюджетных ресурсов, не позволяющая выделять средства на строительство типовых зданий муниципальных ДОУ.
2. Отсутствие равных конкурентных условий для частного сектора в сфере дошкольного образования, что обусловлено более высокими затратами, которые определяют более высокую стоимость услуг в частных учреждениях.
3. Низкий спрос на услуги частных учреждений, связанный с более высокой стоимостью услуг по причине отсутствия полной бюджетной поддержки частных ДОУ.